<<
>>

Русская идея славянофилов

Иди! Тебя зовут народы.

И совершив свой бранный пир,

Даруй им дар святой свободы Дай мысли жизнь, дай жизни мир!

А. С. Хомяков «Раскаявшейся России»

Кто из нас станет отвергать общее, человеческое! Может быть, мир не видал еще того общего человеческого, какое явит великая славянская, именно - русская природа...

Где же национальность шире русской?

К. С. Аксаков

До сих пор, в начале XXI столетия, в русском мировоззрении нет единства в вопросе русской идеи - русского пути в истории и особенности национального характера. В дискуссиях представителей различных наук стало общим местом ссылаться на отсутствие в России национальной идеи и на необходимость ее поиска. При этом было сломано столько копий вокруг русской идеи (вечного проклятого вопроса), что, казалось, общественная мысль зашла в тупик и дальнейшие споры просто бесплодны. Но, поразительно то, что все ищущие и думающие о судьбе России люди едины в одном: от определения русской идеи зависит судьба нашего отечества и его перспективы в мировой истории.

Вот что пишет современный христианский философ В. Ю. Инговатов: «Вообще нынешнее время перемен отличается особым, в каком-то смысле даже мистическим интересом к судьбе России, к ее всемирно-историческому предназначению. Представители самых разных сфер политической, научной и культурной жизни общества, как у нас, так и за пределами России, пристально, а иногда и предвзято, пытаются оценить наш исторический путь и нашу историческую перспективу. Не будем скрывать, нам горестно смотреть на это специфическое духовное явление по примитивизации и опошлению русского мира, русского бытия, русской веры»[61].

Вероятно, неудачность всех способы постижения русской идеи объясняется их рациональным характером. Прав Н. А. Бердяев, отмечавший, что «есть очень большая трудность в определении национального типа, национальной индивидуальности.

Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины»[62]. В. С. Соловьев так отзывается о русской идее: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»[63].

Аналитическая работа над национальным характером бесполезна. К русской идее нужно подступать духовно, мистически. Именно таким путем пошли славянофилы, постигая русскую идею путем проникновения в божественное откровение, по крупице отыскивая в истории, культуре, национальном и государственном быте России ее православное предназначение всечеловеческого приобщения к святыням христианства. В отличие от западников, которые пытались, сравнивая европейские интеллектуальные и технические достижения с русской «отсталостью», рационально выразить русскую идею как некое приобщение к европейской культуре, славянофилы интуитивно чувствовали глубоко внутри самой русской жизни ее своеобразие и непохожесть на другие национальные характеры. Причем славянофильский порыв к русской идее, мечте остается вне времени - вечным и живым. Предчувствия и прозрения славянофилов остаются верными до сих пор. Так, Владимир Эрн в 1915 г., в годы первой мировой войны, писал: «Время славянофильствует в том смысле, что русская идея всечеловечности загорается небывалым светом над потоком всемирных событий, что тайный смысл величайших разоблачений и откровений, принесенных ураганом войны, находится в поразительном созвучии, в совершенном ритмическом единстве с всечеловеческим предчувствием славянофилов».

Восприятие славянофилами России погружено в русскую духовность, в русский быт - при ясном осознании европейского просвещения и истории. Тот свет, который перед славянофилами раскрыл всю красоту русской индивидуальности, снизошел на них как благодать на православных верующих. Вера христианская и вместе с нею искренняя любовь к России позволили славянофилам прозреть и понять всей душой русскую идею.

При этом, любя Россию, славянофилы не впадали в идеализацию России и в утопии, которые им приписывают. Для славянофилов дорога Россия во всех ее неурядицах и недостатках - без прикрас и преувеличений.

А. С. Хомяков в работе «О старом и новом», перечисляя недостатки жизни Московской Руси, писал: «Ничего доброго, ничего благородного, ничего достойного подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, угнетение личности, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной и, обращаясь к настоящему времени, радуется пышной картине, представляемой нашим отечеством»[64]. Поневоле, читая эти строки, думаешь, что их писал человек, ненавидевший Россию. Нет, в том-то и урок, что исторический путь России следует воспринимать во всех - ярких и темных - красках, тогда станет ясна ее трагическая судьба и истинное лицо - смиренной, кроткой и духовно сильной России, сражавшейся за сохранение своей культуры и памяти на протяжении двух тысячелетий.

А вот другой пример - одно из стихотворений А. С. Хомякова, в котором автор ратует за освобождение славянских народов от турецкого владычества:

«России»

Тебя призвал на брань святую,

Тебя Господь наш полюбил,

Тебе дал силу роковую.

Да сокрушишь ты волю злую Слепых, безумных, диких сил!

Вставай, страна моя родная!

За братьев! Бог тебя зовет Чрез волны гневного Дуная - Туда, где землю огибая,

Шумят струи Эгейских вод.

Но помни: быть орудьем Бога Земным созданьям тяжело;

Своих рабов Он судит строго - А на тебя, увы, как много Грехов ужасных налегло;

В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена;

Безбожной лести, лжи тлетворной,

И лени мертвой и позорной,

И всякой мерзости полна!

О, недостойная избранья,

Ты избрана! Скорей омой Себя водою покаянья,

Да гром двойного наказанья Не грянет над твоей главой!

С душой коленопреклоненной,

С главой, лежащею в пыли,

Молись молитвою смиренной И раны совести растленной Елеем плача исцели!

И встань потом, верна призванью,

И бросься в пыл кровавых сеч!

Борись за братьев крепкой бранью,

Держи стяг Божий крепкой дланью,

Рази мечом - то Божий меч!

Собственно говоря, именно споры славянофилов и западников обнажили проблему, получившую название «русской идеи».

Можно сказать, что для западников никакой особой русской идеи не существовало. По их мнению, Россия должна была пойти путем развития западной цивилизации, чтобы воспринять созданные Западом умственные и материальные ценности. Так, И. А. Исаев и Н. М. Золотухина отмечают: «Основное различие, которое, несомненно, имело место, заключалось в противоположности их взглядов на пути исторического развития России: если славянофилы настаивали на собственном и особенном пути, западники предполагали повторение Россией уже пройденного Западом пути становления»[65]. Хотя славянофилы так и не представили русскую идею как некую систему постулатов, однако раскрыли ее в дискуссиях с западниками и в критических оценках культуры рационализма, закона и безверия на Западе.

Для славянофилов русская идея - это преображение мира на православных началах любви, соборности и свободы. В области духа первенство отдавалось раскрытию свободы верующего в Бога: духа, который совместно с другими христианами ищет высшей правды и ждет царствия Божия. Во взаимоотношениях религий славянофилы отстаивали преимущества православия как единственного средоточия истинного христианства.

<< | >>
Источник: Васильев А.А.. Государственно-правовой идеал славянофилов. 2010

Еще по теме Русская идея славянофилов:

  1. РУССКАЯ ИДЕЯ СЛАВЯНОФИЛОВ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ДУХОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
  2. Русская идея Права - это, прежде всего, идея Любви.
  3. Обоснование русской идеи славянофилами покоилось на нескольких китах:
  4. Славянофилы главными особенностями русской правовой культуры считали:
  5. Несовместимость русской культуры с идеалами права и закона славянофилы видели в духовнонравственных и исторических различиях России и Запада.
  6. Славянофилы несовместимость русской культуры с идеалами права и закона видели в духовно-нравственных и исторических различиях России и Запада.
  7. Соотношение нравственности и формального права (государственного закона), традиционное для русской политико-правовой мысли, основывалось славянофилами на следующих началах.
  8. Идея гармонии интересов личности и общества - одна из центральных идей русской философии XIX в.
  9. Васильев А. А.. Государственно-правовой идеал славянофилов. 2010, 2010
  10. Н. А. Захаров. Система русской государственной власти. — М.: Москва 2002. — 400 с (Пути русского имперского сознания)., 2002
  11. Западники и славянофилы.
  12. Славянофилы создали оригинальное учение о соборности