Содержание политического учения
Учение о государстве. Государство — часть универсального порядка, создателем и управителем которого является Бог. Существование государства вследствие объединения людей в политическое сообщество — естественный закон, веление разума.
Человек отличается от всех других созданных Богом тварей тем, что он — животное политическое, а поэтому стремится к объединению, к общению с другими людьми для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей.Поэтому семья не может обеспечить безопасности, порядка и полного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека; для этого необходимо общество, которое объединяет людей разных способностей и занятий. Создание государства — проявление инстинкта человека, результат его естественной склонности к общественной жизни, однако и оно предопределено волей Бога и опосредовано разумом человека.
Цель государства — общее благо, как материальное, так и духовное. Политическое общество предполагает власть, в которой необходимо различать три элемента:
— сущность власти, т.е.
порядок отношений господства и подчинения, при котором подданные подчиняются правителям. Этот порядок установлен Богом, а все, что от Бога — это добро;— происхождение (приобретение) власти, которое может быть правильным или неправильным («незаконная или дурная власть не от Бога»);
— использование власти, которое может быть правильным или неправильным (злоупотребляющий властью заслуживает того, чтобы она была у него отнята).
Таким образом, повиноваться власть имущим следует постольку, поскольку они от Бога. Но они могут быть и не от Бога:
— по неправильному приобретению власти: в этом случае похититель власти не есть настоящий правитель, и люди вправе не повиноваться ему;
— по злоупотреблению властью, которое может быть двояким: 1) когда повелевается то, что противно повелению Божьему, ибо Бог — высший властитель; 2) когда повелевается то, на что не простирается власть правителя.
Если злоупотребление властью оборачивается тиранией, то народ имеет право на восстание против правителя: «Восстание в защиту общей пользы не должно называться возмущением и считаться грехом».
Еще по теме Содержание политического учения:
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения
- Содержание политического учения