<<
>>

Содержание политического учения

Учение о государстве. Источником любого государства является народ: из физических сил народа формируется войско, из народных богатств — деньги, из уважения — почести. Правительство обязано грамотно распорядиться этими силами, соблюдая при этом необходимую меру, их баланс.

Только при этом условии государство сможет выполнить свое основное назначение — обеспечить безопасность личности, собственности и чести каждого. В противном случае действия правительства обернутся для государства тяжелыми последствиями: чрезмерное войско обессилит и расслабит государство, необеспеченный трудом народа выпуск денег приведет к их обесцениванию, обильное расточение почестей породит «неуважаемые чины и ложные отличия». «Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и почести без уважения».

Первоначально существовали лишь деспотические государства, никак не зависевшие от воли народа. Однако с течением времени народ начал предпринимать попытки установить коренные законы и тем самым ограничить власть своих правителей.

Собрание этих коренных законов называется «конституцией». Чтобы конституция не осталась «пустой теорией», законодательная власть должна заставить исполнительную власть подчиняться конституции.

Сперанский различал внешний образ правления (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и внутренний образ правления (расположение государственных сил). Дело не том, как государство называется, какие законы и постановления провозглашает — все это относится к «внешнему образу правления». Например, Рим под властью кесарей имел республиканский «внешний образ»: существовали Сенат, издававший законы, народные трибуны и все республиканские органы, однако свобода была уже ниспровергнута, и Римская держава фактически была деспотическим государством. Поэтому главное — это «внутренний образ правления»: ограничено самовластие правительства или нет. «Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. В нем состоит внутренний образ правления». Действительная конституция страны существует не на бумаге, а в реальном распределении сил государства на все состояния народа.

<< | >>
Источник: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н.. История политических учений: От Античности до Нового времени. 2009

Еще по теме Содержание политического учения:

  1. Содержание политического учения
  2. Содержание политического учения
  3. Содержание политического учения
  4. Содержание политического учения
  5. Содержание политического учения
  6. Содержание политического учения
  7. Содержание политического учения
  8. Содержание политического учения
  9. Содержание политического учения
  10. Содержание политического учения
  11. Содержание политического учения
  12. Содержание политического учения
  13. Содержание политического учения
  14. Содержание политического учения
  15. Содержание политического учения
  16. Содержание политического учения