<<
>>

Социологическая школа права P. Иеринга

Рудольф Иеринг (1818—1892) — выдающийся немецкий теоретик права.

До 60-х годов XIX в. Иеринг разделял взгляды представителей исторической школы права, но затем критически пересмотрел ее основные положения.

По мнению Иеринга, право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы, а не является продуктом бессознательного и мирного развития «народного духа».

B 70-х годах XIX в. P. Иеринг развил свои взгляды на сущность государства и права в сочинениях «Борьба за право» и «Цель в праве». Он выступает против представлений исторической школы о стихийном, естественном развитии права и утверждает, что право является результатом сознательной деятельности индивидов, продуктом борьбы. При этом он выдвигает положение, что право рождается в конфликтах, из столкновения старого с новым, что оно развивается через противоречия и борьбу.

Культ государства и усиление роли права — основной тезис теории Иеринга. Отражая интересы германской буржуазии, он считает сознательную, направленную и определенную цель деятельности людей решающим фактором в развитии права.

Будучи выразителем националистических настроений, характерных для современной ему германской буржуазии, Иеринг отбрасывает, однако, попытки объяснить право из мистического «народного духа», замкнутого в себе и свободного от внешних воздействий. Вопреки представителям исторической школы права, настаивавшим на национальном своеобразии права, он подчеркивает его общие, «универсальные» черты, т.е., по существу, призывает к реализации в праве принципов, общих для всех стран, вступивших на путь капиталистического развития.

B социальной жизни, говорит Иеринг, действует закон целесообразности, согласно которому человек стремится к достижению определенной цели. Поэтому и правовые идеи возникают для реализации этих целей.

Выдвигая мысль о борьбе, приводящей к образованию нового права, и об интересах, лежащих в основе этой борьбы, Иеринг не говорит, как марксисты, о классовой борьбе и классовых интересах. Понятие «борьба за право» в его рассуждениях остается абстрактным, лишенным реального содержания. Остается нераскрытой в его учении также и формула «защищенного интереса», которой он пользуется для характеристики права. Выдвигая положение о решающем значении целей, сознательно преследуемых людьми, он заявляет: «Цель есть творец всего права».

Обращаясь к вопросу о целях, которыми определяется образование права, Иеринг объявляет эгоизм, своекорыстие буржуа общим свойством всех индивидов, он уверяет, что «не бывает деяний для других, при которых субъект не желал бы чего- нибудь и для себя».

Из осуществления личного самосохранения возникает потребность в имуществе, а для охраны личности и имущества вытекает необходимость государства и права. Целью государства и права, по Иерингу, является «обеспечение условий существования» общества.

Право он определяет как совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью. Право, по его мнению, есть продукт борьбы интересов — защищенный государством интерес.

Государство как институт характеризуется определенными признаками: механизмом принудительной власти; отношениями господства и подчинения; публичным характером власти; наличием суверенитета; наличием публичного права.

Мыслитель подчеркивает значение принуждения в государстве. Государство является, по его словам, аппаратом принуждения, проявлением власти сильнейшего, а право — это совокупность действующих в государстве принудительных норм.

Он пытается обосновать мысль, что «самоограничение» власти, осуществляемое через посредство норм права, служит «общим» интересам.

Идеальное состояние общества — такое состояние, при котором «государственные учреждения и народное чувство права находятся в полном соответствии между собой».

Учение Иеринга оказало влияние на формирование известных правовых доктрин XX в. Его взгляды были положены в основу работ ряда отечественных юристов, внесших свой вклад в становление социологической юриспруденции (C.A. Муромцев, H.M. Коркунов).

19.5.

<< | >>
Источник: Н.Д. Амаглобели. История политических и правовых учений. 2012

Еще по теме Социологическая школа права P. Иеринга:

  1. 85. Социологическая школа права
  2. § 5. Социологическая школа права
  3. Социологическая школа права
  4. 64. Социологическая школа (М. Н. Коркунов, М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев)
  5. Теории происхождения права: теологическая, естественно – правовая, историческая школа права, психологическая, марксистская и др.
  6. 89. Нормативистская школа права
  7. 87. Историческая школа права
  8. Историческая школа права
  9. Социологические концепции права
  10. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИТИВНОМУ ПРАВУ
  11. Социологическая теория права.
  12. 2. Историческая школа права
  13. § 4. Историческая школа права