<<
>>

Ф. А. Степун O СВОБОДЕ

(Демократия, диктатура и «Новый Град»)

I. Новый человек «Нового Града»

Замысел «Нового Града» не есть замысел только политический. Он не есть даже замысел в первую очередь политический.

Его современность и его своевременность в том прежде всего и заключаются, что политическая сфера мыслится в нем как сфера применения сверхполитических убеждений и положений. Ни малейшего ущерба политической страстности и ни малейшего отказа от политического реализма такое построение политики сверху в себе не несет. Только слепые могут не видеть, что после войны реальную политику Европы творят не «политические реалисты», не профессиональные дипломаты старого типа, а совершенно новые люди: фантасты, пророки, мечтатели, изуверы и всякие иные провозвестники еще очевидных невозможностей. Реалисты же и профессионалы лишь отбиваются от этих реальных творцов; отбиваются не без труда и лишь в меру того, как сами убеждаются в наличии ими же осмеянных сверхполитических корней своего трезвого политического минимализма.
Так, несколько лет тому назад еще парадоксальное положение о христианских основах современной демократии становится уже общим местом всех наиболее чутких к изживаемому нами политическому кризису неодемократических течений. Bce это было уже не раз сказано, но все это нелишне постоянно повторять.

Замысел о «Новом Граде» есть прежде всего — запомним это твердо — замысел о новом человеке в его обращенности к государственной, политической, общественной и социальной жизни, т. e. в его отношении к ближнему, к соплеменнику, к земляку, к сотруднику, к сотоварищу, ко всякому соучастнику в общем деле, но также, конечно, и к противнику, к «врагу и супостату», без которых общественной и государственной жизни мы пока еще мыслить не можем, не впадая в наивный идиллизм и преступное прекраснодушие. Ho если так, то за основной вопрос всего новоградского движения должен быть признан вопрос о новом чело.зеке, O том человеке, от которого мы ждем устроения человеческой жизни на земле. Прежде всего сговоримся о главном.

Новоградское понятие нового человека есть понятие христианское. Новый человек — это человек, которому Бог, по слову пророка, даровал новое сердце и которого исполнил новым духом. Проповедь нового человека означает тем самым проповедь вечно во Христе обновляемого человека. Новоградское движение питается главным образом ощущением, что мир зашел ныне в такой тупик ветхости и злобы, что вне такого обновления ему уже не спастись. Поскольку новоградство основывает все свои упования на утверждении вечного человека, оно есть миросозерцание и мироощущение консервативное. Поскольку оно утверждает, что в мире общественных и государственных отношений этот вечный, т. e. новый человек еще никогда не властвовал, оно есть миросозерцание и мироощущение радикальнореволюционное. Одного в «Новом Граде» совсем нет: в нем нет ни грана реакционности. Новоградство есть миролюбивая устремленность к мировой революции во имя вечного человека.

<< | >>
Источник: Опыт русского либерализма. Антология. 1997

Еще по теме Ф. А. Степун O СВОБОДЕ:

  1. Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях Комментарий к статье 5.26
  2. Свобода предпринимательства и регулируемый рынок Свобода и ответственность личности
  3. Свобода мысли и слова, свобода массовой информации являются элементами конституционного статуса личности
  4. Думается, что поскольку в демократических государствах признается и гарантируется свобода информации и свобода слова
  5. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (ст. 314 УК РФ)
  6. § 2. Экономические права и свободы человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод
  7. Основы свободы: взаимоотношения свободы и фундаментализма
  8. 1. СВОБОДА ЯК ЕКЗИСТЕНЦІАЛ ТА ЕКЗИСТЕНЦІЙНА СВОБОДА
  9. Свобода народу — свобода людини
  10. Гражданская и политическая свобода. Важную роль в обеспечении свободы личности призвано сыграть государство. Однако, будучи своеобразным «страховым полисом» нации, государство не должно чрезмерн
  11. §2. Организация и тактика охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел при реализации гражданами права на свободу совести и свободу вероисповедания
  12. Лекция 1. Понятие прав и свобод человека, гражданина и личности. Классификация прав и свобод
  13. 3. Ответственность государства перед личностью. Права и свободы человека. Гарантии прав и свобод человека и государство.
  14. Формула свободы
  15. 3521.5 Свобода
  16. § 2. Свобода личности
  17. 2. Свобода
  18. Сущность свободы