<<
>>

Свобода и право.

Свобода человека есть его внутреннее, неотчуждаемое достояние, условие его нравственной ответственности за свои поступки. «Свобода составляет принадлежность лица, поэтому истинная свобода есть свобода личная; она вытекает из природы человека, как разумно нравственного существа, и дает ему право распоряжаться собой независимо от чужой воли».

Смысл человеческой свободы заключается в возможности человека «возвышаться к сознанию безусловной своей сущности и тем самым к своей независимости от чего бы то ни было, кроме самого себя».

Свобода личности может стать реальностью лишь при том непременном условии, если она опирается на закон; отсутствие законов означает одновременно и отсутствие свободы. Личная свобода человека, будучи неразрывно связанной со свободой других людей, «может жить только под сенью гражданского закона, повинуясь власти, его охраняющей. ...Абсолютное значение закона дает и абсолютное значение человеческой личности, его сознающей. Отнимите у человека это сознание, и он становится наряду с животными, которые повинуются влечениям и не имеют прав».

По своей природе человек двойственен. Как существо метафизическое, он имеет цену сам по себе и не может становиться орудием в чьих-либо руках. «Именно это сознание служит движущей пружиной всего развития человеческих обществ. Из него рождается идея права, которая, расширяясь более и более, приобретает, наконец, неоспоримое господство над умами». Как существо общежительное, человек находится в постоянном общении с другими людьми, каждый из которых стремится расширить сферу своей свободы. «Отсюда — необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права. Оно возникает уже на первоначальных ступенях человеческого общежития и идет, разрастаясь и осложняясь, до самых высших.

Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ».

В человеческом общежитии присутствуют два противоположных начала: «Духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе. Поэтому основной вопрос заключается в отношении закона к свободе». Это отношение закона к свободе может быть двояким: принудительным (государственный закон) и добровольным (нравственный закон): «Первое касается внешних действий, составляющих область внешней свободы, которая одна подлежит принуждению; второе обращается к внутренним побуждениям, истекающим из свободы внутренней. Из первого рождается право; второе составляет источник нравственности».

Право и нравственность имеют общий источник — признание человеческой личности: «Право не есть только низшая ступень нравственности, как утверждают морализирующие юристы и философы, а самостоятельное начало, имеющее свои собственные корни в духовной природе человека. Эти корни лежат в потребностях человеческого общежития». И вытекающие из общежития «юридические законы независимы от нравственных». В то же время «нравственность служит иногда восполнением права» и там, где юридический закон оказывается недостаточным, «нравственность может требовать совершения действий по внутреннему побуждению, например, при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы». «Право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом». Право отличается от нравственности своим принудительным характером.

Необходимо различать право положительное и право естественное: «Положительное право развивается под влиянием теоретических норм, которые не имеют принудительного значения, но служат руководящим началом для законодателей и юристов. Отсюда рождается понятие о праве естественном, в противоположность положительному. Это — не действующий, а потому принудительный закон, а система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства.

Она и составляет содержание философии права».

Общим естественно-правовым началом, которое служит руководством как для установления закона, так и для его осуществления, является «правда, или справедливость». Право и правда имеют один источник: «И все законодательства в мире, которые понимали свою высокую задачу, стремились осуществить эту идею в человеческих обществах». Правда (справедливость) связана с началом равенства: «Справедливым считается то, что одинаково прилагается ко всем. Это начало вытекает из самой природы человеческой личности: все люди суть разумно-свободные существа, все созданы по образу и подобию Божьему и, как таковые, равны между собой. Признание этого коренного равенства составляет высшее требование правды, которая с этой точки зрения носит название правды уравнивающей».

Правда состоит в том, чтобы воздавать каждому свое. Правда уравнивающая связана с принципом арифметического равенства, который действует в гражданской сфере, в области частных отношений и частного права. Правда распределяющая связана с принципом пропорционального равенства, который действует в политической сфере, в области публичного права. Эти разновидности правды (справедливости) взаимосвязаны: начало распределяющей справедливости (и политическая сфера) не господствует над людьми и над частными отношениями: распределяющая справедливость (как идеальное и высшее начало) получает свое бытие от уравнивающей справедливости — от признания лица свободным и самостоятельным субъектом. «Там, где государственное начало поглощает в себе частное или значительно преобладает над последним, это отношение может дойти до полного уничтожения гражданского равенства, с чем связано непризнание лица самостоятельным и свободным деятелем во внешнем мире. Это и есть точка зрения крепостного права». Признание человека свободным лицом — величайший шаг в историческом движении гражданской жизни, делающий гражданский порядок истинно человеческим.

<< | >>
Источник: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н.. История политических учений: От Античности до Нового времени. 2009

Еще по теме Свобода и право.:

  1. Право на свободу выражения
  2. Свобода человека и право
  3. Право личной свободы.
  4. § 4. Право как мера свободы и ответственности личности
  5. З.Людина мас право... (Основні права і свободи людини)
  6. Как Вы думаете, кто является автором следующего высказывания: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть положенная вообще свобода как идея»?
  7. Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях Комментарий к статье 5.26
  8. Свобода мысли и слова, свобода массовой информации являются элементами конституционного статуса личности
  9. Свобода предпринимательства и регулируемый рынок Свобода и ответственность личности
  10. Раздел пятый ЧЕЛОВЕК, ПРАВО, МИРОВОЙ ПРАВОПОРЯДОК Глава 31 ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  11. Думается, что поскольку в демократических государствах признается и гарантируется свобода информации и свобода слова
  12. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (ст. 314 УК РФ)
  13. § 2. Экономические права и свободы человека и гражданина в системе конституционных прав и свобод