<<
>>

Учение о государстве.

Бентам отвергал договорную теорию происхождения государства, считая ее «недоказуемой фикцией», неспособной объяснить, почему люди повинуются законам. Возникновение государства можно объяснить только принципом пользы; повиновение же полезно для общества, причем до тех пор, пока возможное зло от повиновения меньше возможного зла от неповиновения.

Главное, чтобы государственная власть все более полно соответствовала принципу пользы индивидов, составляющих государство.

Важнейшей целью государства является обеспечение счастья для наибольшего количества людей: это «единственная цель, которую должно иметь правительство». Реализация данной цели возможна путем закрепления в законах государства прав и свобод индивидов и предоставления гарантий исполнения этих законов: «Таковы права личной безопасности, чести, собственности, право на получение помощи в случае нужды».

Бентам различал два вида суверенитета:

— суверенитет учредительной (высшей) власти, который принадлежит народу;

— суверенитет действующей власти, который принадлежит правительству.

Действующая власть подразделяется на законодательную (высшую действующую) власть и исполнительную власть (органы управления и суда). Конституция призвана обеспечить иерархию властей: превосходство учредительной власти над действующей, а внутри последней — превосходство законодательной власти над исполнительной. Полномочия парламента в законодательной сфере должны быть практически неограниченными; судьи не должны заниматься правотворчеством во избежание злоупотреблений с их стороны. Вместе с тем, суд может осуществлять конституционный контроль за законодателями: в случае признания судом незаконным того или иного законодательного акта последний передается на рассмотрение учредительной власти, т.е. избирателей.

Бентам был противником того, чтобы ветви государственной власти действовали независимо друг от друга; напротив, они должны тесно сотрудничать и взаимодействовать друг с другом: «Эта взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход...

Если бы власти были безусловно независимы, между ними были бы постоянные столкновения».

Важнейшим направлением деятельности государства должно быть обеспечение надлежащих гарантий частной собственности и свободы предпринимательства: «Ни одному человеку, достигшему зрелого возраста, обладающему здравым смыслом, действующему свободно и сознательно, не следует запрещать, — хотя бы по соображениям, основанным на его собственной пользе, — вступать в сделки, направленные на добывание денег, каковы бы ни были эти сделки». Вмешательство государства в общественную и экономическую жизнь должно быть минимальным и ограничиваться только теми случаями, когда люди не могут самостоятельно урегулировать возникающие конфликты и споры. В частности, государство:

— не должно вмешиваться в частную жизнь граждан, пытаясь законодательным путем искоренить такие пороки, как пьянство, разврат, расточительство; вреда от такого вмешательства будет больше, чем пользы, ибо оно приведет к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно строгих наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности. Борьба с подобными пороками — задача морали; «забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всецело предоставлена самому индивидууму; главное же назначение правительства должно состоять в ограждении индивидуума от страданий»;

— не должно стремиться ко всеобщей уравниловке, руководствуясь тем, что «неравенство есть естественное условие человеческой жизни. Абсолютное равенство есть абсолютная невозможность»; «установление равенства есть химера, возможно только уменьшение неравенства»; что развитие промышленности и торговли на основе неограниченной инициативы будет автоматически вести к уменьшению неравенства в распределении собственности;

— не должно посягать на свободу договоров: «Да будет общим правилом, что свобода в договорах должна быть неограниченна»;

— должно использовать антимонопольное законодательство для достижения более равномерного распределения собственности в обществе;

— должно прибегать к контролю над торговлей и промышленностью;

— должно ограничивать право на наследование;

— должно помогать бедным и неимущим путем организации благотворительности;

— должно содействовать развитию науки, образования и воспитания.

Первоначально Бентам был сторонником конституционной монархии, однако затем он пришел к выводу, что ни монархия, ни аристократия не способны избежать доминирования частных интересов правителей над интересами общества. Коренные реформы, выгодные большинству населения, может осуществить только само это большинство; привилегированное же меньшинство всегда будет их тормозить. При уважении права собственности только демократия способна привести к «наибольшему счастью для наибольшего числа людей». И хотя демократия тоже несовершенна, она все же лучше других форм правления. В демократической республике используется ряд средств, призванных обеспечить ответственность правителей перед гражданами:

— ежегодное переизбрание однопалатного парламента на основе прямого, равного и тайного голосования; избирательных прав не имеют несовершеннолетние, женщины, неграмотные, неплательщики налогов, а также лица, не проживающие определенное время в данной местности;

— гласность и публичность парламентских заседаний;

— религиозная терпимость и свобода вероисповедания;

— право отзыва должностных лиц;

— экзамены для претендентов на должности, проверка их деловых и моральных качеств;

— судебная подотчетность чиновников;

— создание специальных административных процедур для защиты подданных от притеснений чиновников;

— контроль общественного мнения и законодательных органов за деятельностью должностных лиц.

<< | >>
Источник: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н.. История политических учений: От Античности до Нового времени. 2009

Еще по теме Учение о государстве.:

  1. § 1. Учение о государстве и праве
  2. § 5. Учение Гегеля о государстве и праве
  3. Учение о государстве.
  4. Раздел № 2. Общее учение о государстве.
  5. Учение о государстве.
  6. Учение о государстве.
  7. Ж. Боден и его учение о государстве
  8. Учение о государстве и праве Г.-В.-Ф. Гегеля
  9. 3. Учение Гегеля о государстве и праве
  10. § 5. Учение о правовом государстве
  11. Учение о государстве.
  12. § 3. Учение Локка о государстве и праве
  13. § 2. Учение И. Канта о государстве и праве
  14. Учение Цицерона о государстве и праве
  15. Учение Цицерона о государстве и праве
  16. § 2. Учение Цицерона о государстве и праве
  17. Учение о государстве и праве Б.А. Кистяковского
  18. Учение Локка о государстве и праве
  19. Учение о государстве и праве C.E. Десницкого
  20. § 2. Учение Гроция о государстве и праве