<<
>>

Учение о государстве и праве Г.-В.-Ф. Гегеля

Сложна идейная и политическая эволюция Георга Buіьгельма Фридриха Гегеля (1770—1831): от увлечения идеями Французской революции до апологетики прусской монархии.

Гегель внес огромный вклад в развитие как философской, так и политико-правовой мысли.

Он прослеживает процесс реализации свободы воли в идее права и далее в законе, который квалифицирует как форму всеобщей справедливости. Гегель прослеживает и прямую связь между свободой личности, частной собственностью и правовым равенством, т.е. равенством людей перед законом. Большое внимание уделено им разработке проблемы соотношения государства и гражданского общества.

Находясь вначале под влиянием Руссо, Гегель становится противником школы естественного права. B «Феноменологии духа» Гегель характеризует революцию как «фурию исчезновения».

Гегель всесторонне развил учение о диалектике как методе познания.

B работе «О способах научной разработки естественного права», появившейся в 1802 r., философ подверг критике договорную теорию образования государства и теорию естественного права.

Социально-философские стороны его учения о государстве и праве раскрываются в работах, написанных в берлинский период его деятельности, — «Философия права», «Философия истории», а также в статье «Об избирательной реформе в Англии», вышедшей в 1831 г.

B «Философии права» Гегель показывает стадии развития так называемого объективного духа, т.е. «мира свободы», независимого от индивидуумов и от их произвола.

Мыслитель строит свое понішстие существа государства и права на известном тезисе: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Исходя из утверждения о тождестве действительного и разумного Гегель отвергает основной принцип школы естественного права — противопоставление естественного права праву положительному.

Право, по его определению, есть «наличное бытие свободной воли», которая осуществляется в развитии через ряд последовательно восходящих ступеней.

Первая ступень выражается во владении личности вещью (собственность) и во взаимоотношениях с другими лицами относительно собственности (договор и правонарушения). Эта ступень называется Гегелем абстрактным правом, которое собственно охватывает сферу гражданских правоотношений и основы уголовного права.

Вторая ступень представляет собой отношение личности к ее действиям. Эта ступень называется моралью. Мораль предполагает объективную оценку субъективных суждений о добре и зле и требует перехода в высшую ступень — нравственность.

B нравственности преодолевается ограниченность индивидуума сначала в семье, затем во взаимоотношениях ее членов как самостоятельных лиц в гражданском обществе и, наконец, в высшей ступени развития нравственности — в государстве.

Таким образом, мыслитель различает понятие права в узком и широком смысле. Право в узком смысле, или абстрактное право, регулирует, главным образом, отношения людей в сфере владения вещами. Право в широком смысле определяет всю сферу общественных отношений и включает в себя государство и даже всемирную историю. Мораль и нравственность не совпадают. Мораль — субъективная оценка индивидуумом добра и зла, нравственность — порядок, устанавливаемый в различных видах общения людей: в семье, обществе и государстве.

Для философии права Гегеля характерно противоречие между учением об абстрактном праве и учением о праве как объективном выражении свободы, высшей ступенью развития которого является государство.

B своем понимании сущности права Гегель расходится с Кантом и Фихте, утверждая, что право представляет собой не ограничение произвола одного произволом другого на основании закона свободы, а наличное бытие самой свободы. Личность должна обладать внешней сферой свободы для ее реализации, что выражается в праве собственности на вещь. Вещью можно владеть, так как она — нечто, отличное от духа, несвободное.

безличное и бесправное. Право собственности на вещь есть право личности. B этих формулировках сказывается положительное отношение Гегеля к основному принципу буржуазного гражданского права, санкционирующему неприкосновенность частной собственности.

Он отрицает возможность экономического равенства, объявляя, что особенности личностей неизбежно вызывают неравенство между ними, что личности равны только в юридическом отношении.

Из права собственности как господства личности над вещью он выводит договор, представляющий собой согласие свободных личностей, которые обладают собственностью и признают ее друг за другом. B договоре выражается общая воля лиц, вступающих в договорные отношения.

Когда частная воля относится к обшей воле отрицательно, происходит нарушение права, или неправда. Одним из видов неправды предстает преступление, которое, являясь отрицанием права, требует его восстановления путем отрицания этого отрицания, т.е. наказания. Гегель рассматривает наказание как самоцель, а не как средство устрашения, исправления и т.п.

По Гегелю, государство — не результат, а основание как семьи, так и гражданского общества. Под гражданским обществом философ понимает сферу активности людей, лежащую между семьей и государством. Здесь создаются саморегулирующиеся структуры, освобождающие государство от необходимости тотальной регламентации общественных отношений, в которых открывается свобода деятельности индивидов. Ho государство Гегель ставит выше структур гражданского общества: он видит в государстве не отрицание и подавление этих структур, а момент их «снятия».

Охрана прав гражданского обшества осуществляется не только полицией, которая оберегает внешний порядок, но и корпорациями, т.е. особыми общественными союзами, принадлежность к которым определяется деятельностью и способностью к труду. Эти корпорации обеспечивают каждому члену гражданского общества безопасность, попечение о нем, социальный статус.

Мыслитель категорически возражает против естественноправовой концепции государства, созданного для обеспечения охраны свободы личности и собственности.

Такое понимание существа государства снижает, по Гегелю, его действительное значение. Государство не служит, а господствует, государство не средство, а цель — цель в себе, высшая из всех целей'. «Существование государства — это шествие Бога в мире».

Идея государства осуществляется:

• в отдельном государстве, строй которого Гегель называет внутренним государственным правом;

• в отношениях государств друг к другу, т.е. в международном праве, которое он понимает как внешнее государственное право;

• во всеобщей идее как абсолютной силе, противополагающей себя отдельным государствам и проявляющей себя как дух во всемирной истории.

B учении о внутреннем государственном праве Гегель вместо деления властей на законодательную, исполнительную и судебную предлагает другое деление — на законодательную, судебную и княжескую, причем последняя, по его идее, представляет собой единство исполнительной и законодательной властей. B княжеской власти выражается суверенитет государства. Государство как единство общего, особенного и единичного само является индивидуальностью, а выражением этой индивидуальности служит княжеская власть, которая своим последним «я хочу» ставит точку над «и».

Hc менее субъективный характер имеет учение Гегеля о международном праве. Государства вступают друг с другом в отношения дружеские или враждебные. При враждебных отношениях государство, подвергающееся опасности, должно вести войну. Оборонительная война может превратиться в наступательную.

Мыслитель патетически говорит о великой, исцеляющей силе войны. Он подвергает критике идею вечного мира Канта и возможность ec реализации в союзе государств. Гегель нс считал нужным совданать гарантии международной безопасности.

Следует иметь в виду, что Гегель создает концепцию идеального, абстрактного государства, соответствующую его представлению о государстве вообще.

Гегель — весьма противоречивый мыслитель. C одной стороны, он противник революции, апологет прусского государства, с другой — создатель учения, которое А. Герцен назвал «алгеброй ре вол юци и ».

B России учение Гегеля о праве оказало сильное влияние и на теоретиков революционно-социалистических направлений (M.A. Бакунин, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский), и на либеральных мыслителей (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев и др.).

16.6.

<< | >>
Источник: Н.Д. Амаглобели. История политических и правовых учений. 2012

Еще по теме Учение о государстве и праве Г.-В.-Ф. Гегеля:

  1. § 5. Учение Гегеля о государстве и праве
  2. 3. Учение Гегеля о государстве и праве
  3. § 1. Учение о государстве и праве
  4. § 2. Учение И. Канта о государстве и праве
  5. § 2. Учение Гроция о государстве и праве
  6. 1. Учение Гроция о государстве и праве
  7. Учение Цицерона о государстве и праве
  8. Учение Гроция о праве и государстве
  9. Учение о государстве и праве Б.А. Кистяковского
  10. § 3. Учение Локка о государстве и праве