<<
>>

Учение о праве.

В понимании права Бентам — последовательный юридический позитивист: по его мнению, нет иного права, кроме норм, санкционированных государством. «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».

Он выступал против концепции естественных и неотчуждаемых прав человека, предшествующих государству и

позитивному праву; эти права он считал «анархическими софизмами» и называл «вздорной» мысль о том, что законы государства могут быть необязательны, что с ними могут соперничать нормы естественного права. «В этом противоестественном смысле слово “право” является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства».

Целью права является обеспечение индивидуальной и общественной пользы и безопасности, воспитание в людях соответственно понимаемой добродетели с помощью системы правовых поощрений и наказаний. Право — это выражение воли суверена; закон же является формой выражения этой воли: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определенной ситуации поведения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти».

Признавая в качестве совершенной формы права только закон, Бентам критиковал систему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права он видел в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право он называл «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак: «Когда ваша собака делает что-либо, от чего вы хотите ее отучить, вы ждете, пока она это сделает, а затем бьете ее за это. Таким способом вы создаете законы для своей собаки, — и таким же способом судьи создают право для нас. Они не скажут человеку заранее, чего он не должен делать, они не позволят, чтобы ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо, что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за это. Каким же образом тогда каждый человек может познать это собачье право?»

Кодифицирующим признаком права является санкция: подлинным правовым установлением может считаться лишь такое правило, которое предусматривает наказание в случае его нарушения или поощрение в качестве вспомогательной меры. Это требует наличия аппарата принуждения. Закон должен отличаться ясностью и простотой изложения, быть общедоступным. Добиться этого можно с помощью кодификации законодательства.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОНА СТЮАРТА МИЛЛЯ

<< | >>
Источник: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н.. История политических учений: От Античности до Нового времени. 2009

Еще по теме Учение о праве.:

  1. § 2. Философско-этическое учение о праве
  2. § 5. Учение Гегеля о государстве и праве
  3. § 4. Неокантианское учение о праве. Р. Штаммлер
  4. § 1. Учение о государстве и праве
  5. 3. Учение Гегеля о государстве и праве
  6. § 2. Учение И. Канта о государстве и праве
  7. § 2. Учение Гроция о государстве и праве
  8. Учение о государстве и праве Г.-В.-Ф. Гегеля
  9. Учение о праве.
  10. Учение о праве.
  11. Учение о праве.
  12. Учение о праве.
  13. Православное учение о праве
  14. Учение Гроция о праве и государстве
  15. 1. Учение Гроция о государстве и праве
  16. § 3. Учение Локка о государстве и праве
  17. Учение о государстве и праве Б.А. Кистяковского
  18. Учение Цицерона о государстве и праве