<<

Заключение

Подытоживая проведенное исследование можно сформулировать ряд общих выводов относительно сущности, развития и функционирования российской консервативной правовой доктрины.

1. Консервативная правовая доктрина представляет собой интеллектуальную рефлексию относительно правовой традиции общества и наполнена такими ценностями как: теоцентризм; интуитивизм; культур-национализм; концепция целостного сознания; историзм; со- лидаризм и др.

2. Консервативная правовая доктрина России выполняет следующие функции: воспитательную; охранительную; функцию нравственной легитимации государства и права; органически- эволюционную; просветительскую; регулятивную; мобилизационную.

В результате можно сформулировать ряд закономерностей в возникновении и эволюции консервативной правовой мысли. Во- первых, устойчивость, стабильность правовой системы определяется наличием и действенностью охранительных правовых идей. Соответственно пренебрежение к консервативной правовой традиции, ее слабость ведут за собой постепенное падение стабильности правовой системы, разрушение правопорядка и как следствие - общественный хаос.

Во-вторых, консервативная правовая доктрина актуализирует свой охранительный потенциал при наличии угрозы для правопорядка и национальной государственности - революции, социальная напряженность, модернизация экономики, радикальные реформы общества и т.п.

В-третьих, охранительная правовая доктрина имеет универсальный характер и пронизывает историю развития традиционных обществ не только Западной Европы, но и всех стран мира, выполняя функцию охраны исторически сложившегося уклада жизни.

Правовая реформа должна опираться на традиционные правовые ценности, разделяемые общественным сознанием. Реформа как органичное развитие правовой традиции позволит сохранить преемственность и устойчивость в динамике правовой системы.

Опора на юридический консерватизм в правовом развитии минимизирует потенциально опасные последствия юридических новелл и позволяет обойтись без применения государственного принуждения к реализации права, так как сознание общества добровольно воспримет органичные ему по духу реформы.

Среди основных исторических предпосылок возникновения в Европе консерватизма как идеологического течения можно назвать:

- расцвет философии Просвещения как кульминации средневековой схоластики и культ рационализма;

- секуляризация общества и мировоззрения;

- развитие естественно-научного знания;

- церковный кризис, религиозные войны в Европе;

- революционные события во Франции как катализатор рождения новых идеологических течений;

- падение монархического начала в общественном сознании;

- развитие капиталистических отношений, борьба буржуазии за власть.

Собственно правовая идеология европейского консерватизма в своем генезисе определялась такими причинами как:

- доминирование в ходе революции во Франции доктрины естественного права, которая исходила из универсальных законов человеческого разума и представляла собой апологию человеческой свободы;

- разрушение системы социального регулирования традиционного типа: религиозных норм, этических норм, обычаев, господствующих в сфере церковной жизни, цехового устройства, городской организации, жизнедеятельности крестьянских селений;

- централизация власти, правового регулирования, исключение самобытности и автономии местных правовых порядков;

- дискредитация и дексакрализация монархической власти;

- механицизм и произвольность в построении государства и правовой системы, отрицание органической природы государства и права.

Условно историю европейской консервативной идеологи модно построить следующим образом исходя из характера стоящих перед европейской цивилизацией вызовов:

1. Предыстория европейской консервативной правовой мысли - вторая половина XVIII в., когда консерваторы начинали спорадически и бессистемно защищать традиционные ценности жизни (Гуго, Пюттер, Мезер);

2.

Зарождение консервативной правовой идеологии в Англии и Франции как непосредственная реакция на Великую буржуазную революции во Франции - конец XVIII - начало XIX вв. (Э. Берк, Ж. де Местр, Шатобриан);

3. Складывание целостной системы консервативных идеалов и ценностей - XIX в. в трудах исторической школы права и других представителей консерватизма (Савиньи, Пухта, А. Токвиль, Шталь, Меллер, Гастхаузен, Маурер, Штейн и др.);

4. Трансформация консерватизма в идеологию консервативной революции, когда происходит сочетание национализма с элементами социализма - плановой и военизированной экономики - 1920 - 1940 гг. (О. Шпенглер, А. Меллер ван ден Брук, К. Шмитт, Ш. Моррас и др.);

5. Кризис консерватизма и диктат идеологии либерального консерватизма, которая стремится соединить либеральнодемократические ценности с идеей порядка, устойчивым развитием и возвратом к практике классического либерализма без активной государства и социальным программ (С. Хатингтон и др.) - 1970-2000-е гг.

6. Кризис эпохи модерна и новая консервативная волна в мире - 2000 г. - наше время (А. де Бенуа и др.).

В области политико-правовых идей расхождение между консерватизмом и либерализмом проходит по следующим пунктам.

1. Либерализм выступает за республиканско-демократические основы построения государства, тогда как консерватизм стоит на монархической и аристократической позиции;

2. Либерализм лишает власть мистической природы, тогда как консерватизм придает власти сакральные характеристики;

3. Либерализм естественное право сводит к индивидуальным правам человека, тогда как консерватизм в естественном праве видит проявление божественных законов мироздания;

4. В либерализме субъективное право рассматривается как свобода человека, а в консерватизме как свобода духа и внешнее добровольное соблюдение долга, своих общественных обязанностей;

5. Либерализм допускает рациональное переустройство общества на основе законов, тогда как консерватизм критикует волюнтаризм законодателя и приоритет отдает правовым обычаям и религиозно-этическим нормам.

6. Реализм консервативного миропонимания со всем его вниманием к деталям и конкретности и отвлеченность от частностей либерализма.

Типология европейской консервативной правовой идеологии может может быть представлена следующим образом:

1. С точки зрения соотношения стабильности и динамизма можно выделить две разновидности консерватизма:

- классический (статический) консерватизм, который ратовал за сохранение насущных политико-правовых порядков (например, историческая школа права);

- реформационный консерватизм, который допускал наряду с опорой на традиции проведение необходимых реформ (А. де Бенуа);

- революционный консерватизм, который допускал использование революционных методов по возрождению традиционных порядков (О. Шпенглер, Ш. Моррас, К. Шмитт).

2. С точки зрения отношения к историческому времени и возможности возрождения старых порядков можно выделить:

- реставрационный консерватизм, который предполагал возможность обновления обществ путем возврата к старым, дореформенным или дореволюционным порядкам (Ж. де Местр);

- утопический консерватизм, который призывал вернуться к порядкам средневековья (Пюттер);

- «реалистический» консерватизм, который примирялся с либеральной действительностью и лишь отчасти апеллировал к традиционным основам общества (новые правые во Франции во второй половине XX в).

3. Исходя из соотношения либеральных и консервативных ценностей в идеологии можно выделить:

- либеральный консерватизм, в котором фактически традицией считается либеральные институты (Э. Берк, А. де Бенуа). Еще более крайней версией такого консерватизма выступает американский неоконсерватизма конца XX в., когда фактически под консерватизмом скрываются попытки возврата к государству-ночному сторожу, стихийному рынку и отказу от социальных программ;

- ценностный консерватизм, который воплощает в себе идеалы европейского традиционного обществ средневековья (сословное деление, имперское устройство, монархизм, господство обычного права и местной автономии, католические вера и т.д.).

4. С точки зрения соотношения национальных и интернациональных компонентов в консерватизме можно выделить:

- националистический консерватизм, отстаивающий превосходство определенной нации (например, идеология О. Шпенглера или К. Шмитта или так называемое движение гвельфов);

- имперский или универсалистский консерватизм, выступающий за господство империи как универсальной идеи-правительницы и отказ от националистического государства (А. де Бенуа или так называемое движения гиббелинов).

5. С точки зрения опоры на христианские традиции можно выделить:

- христианский консерватизм, признающий христианские ценности частью европейской традиции (Э. Берк, Ж. де Местр и др.);

- языческий консерватизм, который в христианстве видел зачатки индивидуализма и искал первоосновы европейской цивилизации в языческой вере (А. де Бенуа);

- консерватизм, который рассматривает христианство лишь одной из частей общей мистической традиции всего мира, причем находящейся в эпоху духовного кризиса и конца истории (Р. Генон).

-

<< |
Источник: А. А. Васильев. Консервативная правовая идеология в Западной Европе в XVII - XX вв.: истоки, сущность и перспективы.. 2014

Еще по теме Заключение:

  1. Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения Комментарий к статье 5.28
  2. Пишем заключение
  3. Имущество заключенных
  4. 94. Место заключения договора
  5. 1.5. УЧЕНИЕ О ЗАКЛЮЧЕНИИ
  6. Контакты заключенных-иностранцев
  7. 1.2. Заключение договора
  8. Посылки, поддерживающие заключения
  9. Размещение заключенных около дома
  10. Права, сохраняемые за заключенными
  11. Элита заключенных