<<
>>

Духовная ипостась как системообразующее начало личности

Духовная ипостась – это системообразующее начало, преобразующее человека в личность, созданную по образу и подобию Бога. Личность как духовная ипостась понимается так, что, будучи частью природы, она эту природу превосходит.

Данное положение, как отмечает М.В. Захарченко[291], изначально содержит в себе диалектическое противоречие. С одной стороны, личность со-природна человеку, она часть его материальной природы. С другой стороны, она вкоренена Господом в акте творения: когда Бог создал человека из праха земного, то “дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою”[292]. Таким образом, человек принадлежит к двум мирам: телом – к миру видимому, вещественному, а душою – к миру невидимому, духовному, Божественному.

Духовная ипостась, являясь посредником между видимым и невидимым, связывает таинственным неслиянным единством личность с Богом и делает ее “душою живою”. В то же время духовную ипостась можно уподобить семени, в котором вмещается свернутая до времени личность.

Духовная ипостась раскрывается и разворачивается при благоприятных условиях – когда личность тянется к Богу подобно цветку, влекомому к солнцу. В этом случае онтологические уровни личности выстраиваются в иерархическом порядке: дух-душа-тело.

С точки зрения христианской антропологии, духовный уровень личности рассматривается как системообразующее начало, интегрирующее человека в единое целое, в личность, созданную по образу и подобию Божию. Духовная ипостась есть формообразующий принцип, в соответствии с которым дух “творит формы”, выстраивая элементы личности в едином порядке. Духовная ипостась интегрирует и телесное, и душевное, облагораживает и “одухотворяет”. В тоже время, дух, духовность есть “частица Бога”, “искра богоподобия”, которая существует в каждом человеке и делает его личностью.

В широком понимании, дух – это та нематериальная часть человека, которая связывает его с вечным и непреходящим миром[293]. По словам профессора В.В. Медушевского, дух − это “сила в нас, которая рвется к свету, истине, красоте, в беге времени надеется ощутить дыхание вечности, за гранью видимого прозревать невидимое, побуждает душу стремиться ввысь и опасаться падений, жаждет высоты и совершенства жизни”[294].

С точки зрения отцов Православной Церкви, дух – это вершина в человеке, высшая способность разумной души, соприкасающаяся с Божественным началом. Посредством духа человек входит в общение с Богом. Дух – это начало возрожденной, новой жизни, которое первый человек Адам не смог предать потомкам, но которое дается Христом, это душа, возвышенная благодатью. В этом смысле духовный человек означает новый, искупленный, возрожденный человек[295]. Святитель Феофан Затворник говорил об изначальной духовности человека, которая сама по себе не может удержать человека от греховного падения. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, которая даруется Божественной благодатью в Таинствах Церковных, сила, оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Архимандрит Платон (Игумнов)[296] рассматривает духовность как степень преображенности человека Божественной благодатью, как утверждение человеческой бытийности в Боге.

Таким образом, понятие “дух” является неоднозначным. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин, “дух понимают многозначно: Сам Дух Святой разумеется (здесь), и силы Духа Святого суть духи. И ангел – дух,… и душа – дух. Бывает, что, и ум духом зовется. И ветер – дух, и воздух – дух”[297]. Обобщенно можно выделить две ключевые категории: Дух Бога и дух человека[298].

С точки зрения отцов Церкви, Дух Бога – это, прежде всего, благодать Духа Святого. Дух Святой есть не только Источник жизни, но и Податель “даров” – мудрости, любви, дара врачевания, прозорливости и т.д.

Божественный Дух проявляется в многообразных действиях, энергиях, воздействие которых на человека оказывается животворящим. Он направляет духовное развитие и становление человека, изменяет качества и свойства его духа.

Дух человека имеет начало в Духе Божьем. Дух человеческий есть “дыхание Духа Божия”, и поэтому он бессмертен. Его сложно определить, опредметить. Дух не материален, однако он проявляется в голосе совести, в служении, способности к самопожертвованию, в безусловной любви, патриотизме, страхе Божьем, жажде познания Бога. По утверждению святителя Феофана Затворника[299], духовную сферу в человеке составляют благоговение и жизнь в страхе Божьем, совесть, искание Бога.

“Страх Божий” − это благоговейный трепет перед величием Бога, неразрывно связанный с верой в истину Его бытия, в действительность существования, как Творца, Промыслителя и Спасителя. Совесть − есть внутренний судья, “голос Божий” в душе. “Искание Бога” понимается как стремление к соединению с Творцом, “имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже” (Пс.41:2). Эта потребность связана с тем, что дух ничем земным удовлетвориться не может; он не находит себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге. По словам святителя Феофана Затворника, “дух – высшая сторона человеческой жизни; сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных”[300]. В “Православном катехизисе” подчеркивается, что “дух есть, прежде всего, способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело”[301].

Часто бывает так, что человеческий дух находится в некоем спящем состоянии, ибо “погребен нашими страстями и как бы оцепенел, омертвел. В сердечной молитве пробуждается человеческий дух”[302].

Только молитва способна восстановить разрушенную духовную связь человеческого духа с Божественным Духом, ту связь, которая была разорвана в результате грехопадения. Святой праведный Иоанн Кронштадский так говорит о молитве: “Молитва есть вознесение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом… Молитва – постоянное чувство (осознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни.., утверждение веры, надежды и любви.., живая вода души; молитва – вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы… Молитва – постоянное благодарственное настроение… Главное в молитве – близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостью Божьего присутствия в душе”[303].

***

Существует распространенная точка зрения, согласно которой духовный человек – это, прежде всего, высокоинтеллектуальный, культурный человек. Однако духовные люди в православном понимании – это не те, кто включен в мир культуры (хотя одно другому не мешает), а те, кто родился духом и стал человеком духовным, обладающим духовным умом, духовно открытыми очами. Раскрытие духовного уровня в личности происходит по мере воцерковления, очищения души от страстей постом, смирением, таинством покаяния.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме Духовная ипостась как системообразующее начало личности:

  1. Духовная ипостась как системообразующее начало личности
  2. Л.в. Яссман н.в. марьясова. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ., 2005
  3. 4.2. Факторы и этапы формирования духовной личности
  4. Этапы духовного возрастания личности
  5. Этапы духовного возрастания личности
  6. Этапы духовного возрастания личности
  7. 2. ДУХОВНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  8. Игнорирование духа есть выражение капитуляции юриспруденции перед явлениями свободной воли, свободной личности и свободы вообще. Само существование правовой сферы убеждает нас в том, что право есть одно из безусловных духовных явлений и важнейший инструмент для воспроизводства духовности в обществе.
  9. 1. мировоззрение – духовно-нравственная основа личности
  10. § 1. Личность как человек и гражданин. Связь личности с государством и правом
  11. Тема 3. Основные элементы, формирующие творческое начало личности.
  12. 5.4. Системообразующие связи правовой системы
  13. 5.5. Системообразующие факторы стабильной правовой системы.
  14. Материализм как философия обыденного бытия человека, идеализм и персонализм как философия духовного бытия
  15. 3.1. Педагогические способности как духовные
  16. 1.4. Духовность как выражение человечности в современной психологии
  17. Сознание как духовное отношение человека к миру
  18. 5. ДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ПУТЬ К БЫТИЮ СО ХРИСТОМ
  19. Святость как особый духовный феномен
  20. Святость как особый духовный феномен