<<
>>

Классификация религиозных личностей

Различные исследователи предпринимают попытки определенным образом классифицировать собственно религиозную личность вне зависимости от приверженности к той или иной религии. Существуют работы, в которых авторы на различных основаниях выделяют типы религиозных людей.

Так, например, американский психолог Г. Олпорт[533] разработал социально-психологическую типологию религиозных личностей, в которой выделил две большие группы, критерием дифференциации которых послужила степень значимости религии для личности.

К первой группе ученый отнес людей, для которых религия – лишь способ достижения жизненных целей, внешних по отношению к самой религии. Посещение церкви, участие в деятельности религиозных общин, внешнее благочестие – все это для них средство продемонстрировать свою социальность, лояльность по отношению к определенному образу жизни. Для некоторых верующих из этой группы, с точки зрения Г. Олпорта, религия является ценностью по другим соображениям: дает утешение, обеспечивает душевный комфорт, способствует преодолению отрицательных переживаний.

В основе такого понимания религии в обоих его вариантах лежит представление о том, что смысл и ценность религии определяется ее функциональной полезностью. Это тип религиозных людей, чью религиозность Г. Олпорт назвал “внешней”.

Второй тип представляют религиозные личности, для которых религия есть самостоятельная и конечная ценность. Нерелигиозные интересы, потребности имеют для них второстепенное значение. Такой тип религиозности, с точки зрения исследователя, избавляет личность от тревог, страхов, забот, дает ощущение свободы и радости. Г. Олпорт назвал этот тип “внутренней” религиозностью.

Существуют и другие попытки классифицировать религиозную личность. Так, Е.Т. Смирнова[534] приводит типологию религиозных людей, в которой критерием выделения групп является частота и интенсивность религиозного переживания.

В частности, исследователь описывает следующие типы религиозных личностей:

1) лица, испытывающие частые и глубокие религиозные переживания (“религиозные виртуозы” по М. Веберу, “религиозная элита” по У. Кларку). К ним относят мистиков, священнослужителей и др.;

2) лица, для которых религиозные переживания единичны, а религиозный опыт большей частью опосредован религиозными институтами. К такому типу относят “мирян”;

3) не имеющие религиозного опыта люди или имеющие о нем абстрактное представление. К этому типу относят секулярный мир.

С.И. Самыгин, В.И. Нечипуренко и И.И. Полонская[535] в своей классификации выделяют различные типы личностей в зависимости от их религиозного статуса. В частности, исследователи описывают следующие типы: мистик, пророк, священнослужитель, реформатор, член религиозного ордена, монах-отшельник, святой, теолог, основоположник традиции, Богочеловек.

Ю.М. Зенько[536] предлагает типологизацию личности на душевном уровне, построенную в зависимости от преобладания какой-либо из сил или частей души, что приводит, в свою очередь, к образованию соответствующего типа личности, с определенными психологическими и социальными особенностями. Так, ученый отмечает, что гипертрофия памяти приводит к образованию “застревающей” личности, живущей преимущественно в прошлом, фиксированной на своих проблемах. Гипертрофия воображения приводит к формированию личности фантазера, склонной к мечтательности, утопизму, построению воздушных замков. Согласно трем основным частям души, можно выделить и три типа личности: умовая (“головная”), тяготеющая к рационализации, чрезмерной интеллектуализации, построению абстрактных схем; вожделевательная личность, у которой происходит заострение проявлений вожделевательно-волевой сферы человека (как правило, это волевые люди, но их воля направлена на достижение узких и корыстных целей); раздражительно-эмоциональная личность исходит из своих чувствований: эмоций, чувств, аффектов, переживаний, страстей. При преобладании негативных чувствований формируется страстная личность, для которой характерны чрезмерная эмоциональность, импульсивность, иррациональность, суеверность и т.д.

***

В целом можно отметить схематичность типологий, которые, как правило, построены на основаниях, обладающих значимостью для исследователей, что обусловливает их полиморфизм и неоднозначность.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме Классификация религиозных личностей:

  1. Классификация религиозных личностей
  2. Тема. Структура и особенности современной религиозной жизни. Классификация современных религиозных систем.
  3. Типология личности вне религиозной традиции
  4. Типология личности вне религиозной традиции
  5. Типологические особенности личности в православной религиозной традиции
  6. Типологические особенности личности в православной религиозной традиции
  7. Онтологические основания личности вне религиозной традиции
  8. Онтологические основания личности вне религиозной традиции
  9. Типологические особенности личности в исламской религиозной традиции
  10. Типологические особенности личности в исламской религиозной традиции
  11. Типологические особенности личности, формирующиеся в разных религиозных традициях
  12. Типологические особенности личности, формирующиеся в разных религиозных традициях
  13. Формирование и особенности религиозной личности
  14. Типологические особенности личности в иудаистской религиозной традиции
  15. Типологические особенности личности в буддистской религиозной традиции
  16. Типологические особенности личности в иудаистской религиозной традиции
  17. Типологические особенности личности в буддистской религиозной традиции
  18. Уже ранее нередко говорилось, что психология религии своим центральным предметом исследования рассматривает человека, религиозную личность во всем ее многообразии.
  19. 6.2. Классификация и содержательная характеристика видов психологических защит личности