<<
>>

“Личность” в гуманистической парадигме

Гуманистическая психология возникла в Америке в конце 60-70-х гг. ХХ в. и заявила о себе как о третьем, новом направлении в психологии, которое противопоставило себя психоанализу и бихевиоризму и возвратило в психологию представления о духовной природе человека.

Большую роль в становлении гуманистической парадигмы сыграли работы В. Дильтея, обосновавшего принципиальные различия науки гуманитарной (“науки о духе”) и науки естественной (“науки о внешнем мире”). Он полагал, что наука о духе должна вырабатывать собственные методы и приемы исследования, в рамках так называемой “описательной” психологии, в отличие от психологии “объяснительной”, применимой к естественно-научным дисциплинам.

В. Дильтей считал, что в основе наук о духе (душевной жизни) лежит связь душевной жизни, как первоначально данное. Он писал об этом так: “Природу объясняем, душевную жизнь мы постигаем. Во внутреннем опыте даны также процессы воздействия, связи в одно целое функций как отдельных членов душевной жизни…”. Дильтей обосновал возможность постижения душевной жизни посредством переноса акцента с собственной рефлексии на наблюдение за другими. При этом гуманитарное познание возможно только в форме понимания, которое, в свою очередь, определяется как процесс, соединяющий два момента: интуитивное постижение чужой (и своей) жизни и объективный ее анализ с помощью обобщений и понятий.

Положения, выдвинутые В. Дильтеем, послужили фундаментом для построения гуманитарной парадигмы, которая была развита исследованиями А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. На становление гуманистического направления в психологии повлияли и многие положения экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), исследовавшей вопросы смысла жизни, проблемы одиночества, тревоги, смерти, любви, ответственности и т.д.

Гуманистический подход в понимании личности в целом исходит из положения об изначально позитивной природе человека, которой потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (в самосовершенствовании, стремлении понять себя, обрести смысл жизни, потребности в красоте, гармонии, истине и т.д.). Именно это основание формирует позитивную онтологическую заданность в понимании личности, которая определяет вектор направленности в гуманистической теории и практике. С точки зрения представителей гуманистического направления, духовные качества и потребности выступают как потенции, которые могут реализоваться в жизни человека, однако этого может не произойти в случае неблагоприятного влияния социального окружения.

В этой связи сразу хотелось бы обратиться к богословской позиции относительно данного базового положения. Христианская антропология далеко не так оптимистична в отношении позитивной природы человека, что связано с учением о первородном грехе, согласно которому личность глубинно повредилась в результате падения первых людей. “Радиация” первородного греха распространилась на все человечество, которое стало “смертным, тленным и страстным”. “Позитивной” личность может стать, открыв в себе с Божией помощью духовный аспект бытия, что становится возможным только в Церкви.

Понимание личности в рамках гуманитарной парадигмы имеет свои нюансы у различных авторов.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Дисциплинарный подход к изучению личности: Учебно-методическое пособие. 2011

Еще по теме “Личность” в гуманистической парадигме:

  1. “Личность” в гуманистической парадигме
  2. “Личность” в гуманистической парадигме
  3. “Личность” в трансперсональной парадигме
  4. “Личность” в трансперсональной парадигме
  5. “Личность” в трансперсональной парадигме
  6. “Личность” в психоаналитической парадигме
  7. “Личность” в психоаналитической парадигме
  8. “Личность” в психоаналитической парадигме
  9. 15.6 Гуманистическая психология
  10. Гуманистическая психология и астрология
  11. Гуманистический марксизм (B)
  12. В.А. Мальцев. Гуманистическая этика: ИСТОРИЯ И ПРОБлЕМЫ.2013, 2013
  13. Гуманистический оптимизм
  14. Гуманистическая критика церкви
  15. Личностный рост в гуманистической психологии
  16. Антифеодальный характер гуманистической идеологии.
  17. Гуманистическая правда и неправда.