<<
>>

“Личность” в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского

Ключевыми понятиями концепции личности Л.С. Выготского являются: сознание, культура, развитие личности, историческая обусловленность. По мнению ученого, чтобы понять внутренние психические процессы, нужно выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой.

Концепция Л.С. Выготского получила название культурно-исторической потому, что интерпретацию сознания и психических процессов исследователь выводил из развития и становления личности в процессе приобщения к ценностям культуры. Главная идея Л.С. Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе общения со взрослым. Развитие, по Л.С. Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово.

Исследователь утверждал, что между личностью ребенка и ее культурным развитием можно поставить знак равенства. В этой связи можно предположить, что именно культурная обусловленность личности создает ее онтологическую заданность. Личность, с точки зрения автора, не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического становления человека. Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое.

Сразу оговоримся, что богословское понимание данного положения отличается от психологического. Основное отличие состоит в том, что в христианской антропологии ребенок изначально рассматривается как личность, пусть и находящаяся как бы в свернутом, спеленутом состоянии до момента приобщения к духовной, мистической жизни Церкви. Именно по этой причине Православная Церковь отрицательно относится к абортам, считая, что страдает не “телесная заготовка”, а живая уникальная личность.

Л.С. Выготский утверждал, что природа человека социальна, и поэтому рассматривал телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным, с точки зрения автора, привел к появлению двух концепций в понимании человека, двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.

С позиции естественнонаучной психологии сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные действия организма. Поэтому они открыты для строгого объективного исследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения.

В другой психологии предметом исследования является духовная жизни человека в виде особых переживаний, которые возникают благодаря приобщенности к ценностям культуры, а методом – понимание, интерпретация этих переживаний.

В связи с этим, научные усилия Л.С. Выготского были сосредоточены на том, чтобы покончить с положением о “двух психологиях”, которое расщепляло человека. Понимая слово как действие (первоначально как речевой комплекс, затем – речевую реакцию), ученый усматривал в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придавал особое значение его знаковой природе, благодаря которой качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление), которые из элементарных становятся высшими.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Дисциплинарный подход к изучению личности: Учебно-методическое пособие. 2011

Еще по теме “Личность” в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского:

  1. Культурно-исторический поход
  2. Культурно-исторический поход
  3. Геоэкологическая концепция культурного ландшафта
  4. КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ
  5. 7.2. Культурно-исторические и развлекательные ресурсы
  6. Влияние культурно-исторического контекста на восприятие информации
  7. “Личность” в концепции деятельности А.Н. Леонтьева
  8. “Личность” в концепции деятельности А.Н. Леонтьева
  9. “Личность” в концепции деятельности А.Н. Леонтьева
  10. “Личность” в концепции В.С. Мерлина
  11. “Личность” в концепции В.С. Мерлина
  12. “Личность” в концепции В.С. Мерлина
  13. “Личность” в концепции В.Н. Мясищева
  14. “Личность” в концепции В.Н. Мясищева
  15. “Личность” в концепции В.Н. Мясищева