<<
>>

“Личность” в отечественной философии

Отечественная философия, несмотря на существенное влияние западной философской традиции, особенно отчетливо проявившемся в эпоху Петра I, сумела сохранить в самом своем основании онтологическую связь с богословием.

Именно поэтому Г. Флоровский, анализируя пути теоретической мысли в России, исследует не “пути русской философии”, но “пути русского богословия” Дискурс русской философии, выражающий в первую очередь духовный опыт русской культуры, не вписывается в канон западного философствования, который для него слишком “мал” и “узок”. Почему?

На этот вопрос точно отвечает великий русский философ А.Ф. Лосев: “Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом”[58].

Таким образом, как отмечает М.В.

Захарченко[59], русская философия динамична, поскольку устремлена не к завершенной системе, а к исходу из нее, к испытанию индивидуальных мыслительных построений в живой стихии истории. Русская философия “двуначальна”, поскольку всерьез принимает “ratio”, но не позволяет ему заслонить начало, определяемое А.Ф. Лосевым как “восточнохристианский Логос”.

А.Ф. Лосев устанавливает прямую преемственность “русской самобытной философии” с библейской традицией, имея в виду полный канон Ветхого и Нового Заветов: Священное Писание, Священное Предание. Анализируя философские идеи А. Хомякова, И. Киреевского, Вл. Соловьева, Н. Бердяева и С. Булгакова, А.Ф. Лосев характеризует их с библейской традиции как “символическое и антропологическое самопознание”, что составляет христианский, богословский дискурс.

Проблема личности занимает серьезное место в русской философии. Она впервые стала подниматься в работах славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, которые выделяли ее онтологические основания в живой связи с Творцом. Истоком анализа темы личности для философов стала святоотеческая литература. Вслед за святыми отцами они усматривали начало личности в образе Божием и выделяли такие ее характеристики, как разум, любовь, вера, творческое начало. Славянофилы осуществили попытку создать учение, которое являлось бы связующим звеном между догматическим богословиям и антропологией. Они впервые использовали термин целостность по отношению к категории “личность”. Целостная личность, в отличие от личности вообще, с точки зрения И.В. Киреевского и А.С. Хомякова, – это качественная характеристика онтологического проявления человеческого бытия, которая имеет специфические особенности в духовности, соборности и способности к Богопознанию посредством разумности.

Особый интерес для И.В. Киреевского представлял вопрос о “внутреннем устроении”[60] личности. “Внутренним ядром” личности, по его мнению, является духовная сфера, то есть объединение в одно гармоническое целое всех духовных сил: разума, чувства, эстетических потребностей, любви, совести, бескорыстного стремления к истине. При этом разум выступает основой целостного начала в познавательных способностях человека. Чтобы познание реальности было возможным, считает И.В. Киреевский, разум должен быть не “отвлечённым”, то есть оторванным от жизни, абстрагированным, а основанным на вере. Познание реальности есть функция Богопознания, и разрыв с реальностью начинается в области веры, так как вера – это единство личностного духа человека (духа в его цельности) и Бога. Этот постулат означает, что такая функция личности как приобщение к реальности, присуща только “верующему мышлению”, основой которого является целостная личность.

И.В. Киреевский называет следующие основные характеристики личности как целостной структуры: религиозность, разумность, как стремление познавать Бога, цельность, как соединение в себе всех частей души (разума, чувства, эстетических потребностей, любви, совести, бескорыстного стремления к истине).

По мнению философа, непременным условием целостности личности вообще является целостность нравственной жизни личности, восходящей к заповедям Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. И.В. Киреевский обозначает идеал православной личности, в которой вера и разум неразрывно связаны. Как отмечал известный русский философ Н.О. Лосский[61], хотя И.В. Киреевский не разработал учение о соборности, он очень близко подошёл к нему, так как считал, что все люди духовно связаны и целостность личности возможна только в контексте взаимоотношений в обществе.

Работы А.С. Хомякова развивают идеи И.В. Киреевского. Как отмечают Самарские философы Л.А. Конева и А.В. Конев[62], при рассмотрении человека А.С. Хомяков говорит о специфике человеческой личности, состоящей в ее самосознании. Самосознание философ понимает как внутренний акт, в котором сознающее “Я” является одновременно и объектом, и субъектом. Свободная воля рассматривается им как способность субъекта мотивировать свои действия и стремления “по почину, выходящему из средоточия его личного Я”. Именно воля является необходимой формой реализации веры. Соединение разума и воли составляет, по А.С. Хомякову, основу целостности человеческой личности. Центром же личности является интуитивно-мистическое чувство, открывающее человеку целостную божественную реальность[63].

Качественными характеристиками целостной личности у А.С. Хомякова являются: воля к познанию, основанная на разумности, творческая способность личности в познании, живознание как внерациональная форма познания. Целостность личности, с точки зрения философа, может реализоваться только в обществе. В этой связи соборность, как способность к духовному единению личности, рассматривается как стержневая ее характеристика.

В сочинениях известного русского философа конца IXX – начала XX в. В.С. Соловьева представлен серьезный анализ категории “личность”. Философ на первое место в своей системе ставил этику, так как полагал, что нормы добра и блага определяют стратегию поведения человека в мире и обществе, способствуют развитию личности и ее самосознания.

Соловьев отмечал, что каждый отдельный человек есть возможность для осуществления неограниченной действительности как особой формы бесконечного содержания. Личность есть особая духовная реальность. В свою очередь, духовность есть интегральный феномен, характеризующий человеческую, социальную сущность личности как разумного и нравственного существа: “…признавая вообще существование нашего духа, мы должны признавать, что он имеет первоначальное субстанциальное бытие не зависимо от своего частного обнаружения или проявления, …он существует глубже всей той внутренней действительности, которая составляет нашу текущую, начальную жизнь”[64]. Рассматривая духовность личности как целостное образование, В.С. Соловьёв в своих трудах анализировал такие ее грани, как самосознание, мораль, понимание смысла жизни, свобода, творчество, трансцендентность. Все грани духовности опосредствованы нравственностью, они в той или иной мере испытывают ее влияние.

С точки зрения В.С. Соловьева, самосознание выполняет функцию духовной сосредоточенности. Посредством самосознания личность способна рефлексировать, оценивать свои знания, нравственный облик, свои идеалы, мотивы поведения, давать целостную оценку самой себе как чувствующему, мыслящему и действующему существу. В самосознании человек утверждает себя актуально, как единого субъекта, как определенное “Я”.

Не менее важной составляющей духовности личности, по мнению философа, является свобода. Бог создал человека свободным, потому дарованной Творцом свободой человек распоряжается сам. Человек − распорядитель не только своих мыслей и дел, но и самого своего существования. Более того, получив божественный дар свободы, человек обрел независимость по отношению к Богу: он свободен определиться − с Богом он или против Бога[65].

В сочинениях В.С. Соловьёва представлен развернутый анализ такой грани человеческой духовности, как трансцендентность, которая понимается им как способность и стремление личности выйти за рамки своей данности, порыв к самосовершенствованию.

Существенную роль в самосовершенствовании личности философ отводил самопознанию, которое указывает на всегдашний и всеобщий факт личностного несовершенства, и совести, которая говорит, что актуальное состояние человека зависит не только от внешней необходимости, но и от него самого.

Таким образом, в концепции личности В.С. Соловьева так же, как и у предыдущих ученых, личность рассматривается в целостном ключе, при этом ведущая роль в формировании целостности отводится духовности.

Выдающийся мыслитель первой половины XX в. С.Л. Франк в своей концепции личности обосновывает принцип ее уникальности. С его позиции, человек, подчиняющийся природной и социальной среде, есть анонимная, безличная единица. То, что формирует в человеке личностное содержание, является не внешним, а внутренним. Личность, по мнению С.Л. Франка, является не сколько социальным образованием, сколько образом и подобием Бога. Однако философ подчеркивает важность единства свободной личности с началами культуры, традиций, государства, религии. В этой связи важно соотнести, отмечает С.Л. Франк, границы свободы и ответственности человека и его положение в мире. Всякая личность, по С.Л. Франку, есть “исконная тайна”, “чудо, превышающее все наши понятия”. Тайна личности состоит в том, что в ее глубочайшей существенной особенности раскрывается общезначимая человеческая духовная реальность. На этом, по мнению философа, основано благоговение перед личностью.

Для С.Л. Франка “личность есть самость, как она стоит перед лицом высших, духовных, объективно-значимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет, − начало сверхприродного, сверхъестественного бытия, как оно обнаруживается в самом непосредственном самобытии”[66]. Основой личности является двойственность ее состава, заключающаяся в наличии простого “Я” и идеального (“сверх-Я”).

В основе концепции личности, разработанной известным русским философом и историком начала XX в. Л.П. Карсавиным, лежат представления о Всеединстве, Триединстве и Личности.

С точки исследователя, в полном смысле личностью является только Бог, однако тварное бытие изначально единосущно Богу, поэтому оно обладает несовершенным личным началом, лишь наделенным формой личности. Иерархически организованное всеединство владеет на каждой стадии личностным началом, “формою личности и силою акта Абсолютного, которое есть Абсолютная Личность”[67]. Каждую из низших личностей творит Абсолютное, “говоря богословским языком, творит Бог”[68]. Л.П. Карсавин отмечает, что диалектика всеединства заключается в том, что творение низшей личности Богом есть вместе с тем и повторение в ней высшей личности, а низшая личность в некотором смысле есть высшая и соучаствует в акте созидания ее Богом. Связав концепцию личности с понятием Триединства, Л.П. Карсавин формулирует идею симфонической (соборной) личности, то есть совокупности людей, составляющих иерархию земного бытия, при этом поведение индивидуального “Я” зачастую определяется логикой целого, которому оно принадлежит.

Яркий представитель философии персонализма Б.П. Вышеславцев в своих работах также подробно анализирует категорию “личность”, определяя ее как “единство познающего, оценивающего и действующего субъекта”. Человеческая самость с позиции философа, выступает как сущность и основа человека, укорененная в Абсолюте и объединяющая имманентное и трансцендентное начала, и постигаемая только интуитивно. Человек, в понимании Б.П. Вышеславцева, одновременно является богоподобным существом и стремится к богоподобию, как к поставленной цели, достижение которой возможно посредством синергии и обожения.

***

Таким образом, подводя небольшой итог по истории изучения проблемы “личность” в отечественной философии, можно отметить, что ее понимание коренным образом отличается от трактовки в западной философской традиции. В связи с этим можно говорить о двух философских традициях – Западноевропейской и Восточнохристианской, имеющих свои типологические особенности. В соответствии с ними следует выделять и две традиции в понимании личности, которых мы скажем в следующем разделе.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме “Личность” в отечественной философии:

  1. “Личность” в отечественной философии
  2. “Личность” в отечественной философии
  3. “Личность” в отечественной психологии
  4. “Личность” в отечественной психологии
  5. “Личность” в отечественной психологии
  6. “Личность” в античной философии
  7. “Личность” в античной философии
  8. “Личность” в античной философии
  9. “Личность” в философии экзистенционализма
  10. “Личность” в философии экзистенционализма