Личность и религия: грани соприкосновения
Как отмечает протоиерей Димитрий Лескин[512], феномен религии присутствовал в бытии человека изначально и поэтому не может быть воспринят только как факт культуры и результат человеческого творчества (несмотря на распространенность сегодня подобной точки зрения).
Отец Димитрий обращается к воззрениям русских религиозных философов (священника Павла Флоренского, протоиерея Сергия Булгакова, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина и др.), которые рассматривали религию как духовный первоисток всякой деятельности человека.Существует точка зрения в рамках цивилизационного подхода, представленного в работах Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, а также современных исследователей В.Н. Тростникова, архимандрита Георгия (Шестуна), М.В. Захарченко, согласно которой, в основе цивилизации лежат религиозные представления, которые составляют как бы ядро, ДНК цивилизации. Это ядро покрыто своеобразной скорлупой, которую представляют государство, общество в целом. Государство выполняет защитные функции и посредством своего аппарата защищает религиозную сердцевину.
В этой связи интересно вспомнить историю древнего Рима, в котором, как известно, длительное время господствующей религией было язычество, существовал культ множества божеств. С появлением христианства Римская империя все свои силы бросила на искоренение новой религии, что продолжалось в течение более 300 лет. Однако после безуспешных попыток сломить христианство, оно становится государственной религией Римской империи, что происходит при императоре Константине. Римское государство начинает охранять свою новую религию и становится колыбелью величайшей Византией, которая впоследствии потерпела крах, в первую очередь, вследствие утраты веры.Итак, ядро представлено доминирующей религией, защитный слой – государством с его институтами; “мякотью”[513] являются культура, философия, психология, социология, которые формируют идеологическую составляющую цивилизации. Таким образом, культура порождается религией и представляет собой творчески развитые формы ее воплощения в различных жанрах, неразрывно связанных с человеком, личностью, в связи с чем можно говорить о преломлении религиозной традиции через призму личности.
В каких контекстах можно рассматривать грани этого преломления?
1) в рамках изучение влияния религии на личность;
2) изучения типологизации собственно религиозных личностей;
3)исследования типологических особенностей личности, формирующихся в рамках той или иной религиозной традиции.
***
Кратко остановимся на каждой из перечисленных позиций, предварительно определив понятие религиозной традиции.
Еще по теме Личность и религия: грани соприкосновения:
- Личность и религия: грани соприкосновения
- Для психологии религии личность верующего человека лучше оценивать через те психологические функции, которые несет для него религия.
- Влияние религии на личность
- Влияние религии на личность
- Уже ранее нередко говорилось, что психология религии своим центральным предметом исследования рассматривает человека, религиозную личность во всем ее многообразии.
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- Непреложность и общеобязательность правильно выведенных научных истин для всякой человеческой личности, для всякой философии и для всякой религии.
- Глава 7 ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ІІАЦІ 10НА.1Ы ІАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
- Биогеохимическое проявление непроходимой грани между живыми и косными естественными телами биосферы.
- кредит без просрочек; на грани первой просрочки; с просрочками
- Человечество живет в глубоком кризисе религиозного сознания и, вероятно, находится на грани нового религиозного творчества.
- 33 ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
- § 1. Личность как человек и гражданин. Связь личности с государством и правом