<<
>>

“Личность” в теории самоактуализации А. Маслоу

Свою концепцию личности А. Маслоу создавал в противовес клиническому видению человека в психоанализе. Он говорил о том, что более разумно строить обобщения относительно человеческой природы, изучая лучших ее представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних и невротических людей.

Маслоу писал: “Существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое мы сможем найти, приближение к целостному, здоровому человеку. Мы найдем у таких людей качественные отличия – другую систему мотивации, другие эмоции и ценности, другое мышление и восприятие. В некотором смысле только святые представляют собой человечество”.

Создатель теории самоактуализации считал, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Поэтому личность А. Маслоу определял как уникальную целостность, обладающую свободной волей, спонтанностью и творческой силой.

С точки зрения исследователя, внутренняя активность личности проявляется прежде всего через мотивы и потребности, которые организованы в иерархическую систему (пирамиду потребностей). Низший уровень – потребности физиологические, т.е. потребности в пище, питье и т.д. Они обеспечивают физическое выживание, поэтому являются наиболее сильными, неотложными.

Второй уровень составляют потребности в безопасности, защите. Сюда относятся потребности в стабильности, законе, порядке, предсказуемости событий, преодолении болезней, хаоса и т.д. Они обостряются в неспокойные периоды жизни общества и влияют на выбор ведущей жизненной стратегии человека.

Третий уровень в пирамиде А. Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. Уже в младенческом возрасте у ребенка появляется потребность в тесном эмоциональном контакте с матерью, близкими людьми. Затем предметная направленность этой потребности расширяется, развивается стремление устанавливать тесные эмоциональные связи, отношения любви, дружбы, привязанности в семье, значимой группе. Автор считает, что в современном обществе у большинства людей эта потребность остается неудовлетворенной (дефицитарной) на разных этапах возрастного развития. Отсюда источники психологических проблем, внутренних конфликтов, неврозов, определяющие стойкую детерминацию поведения. Например, человек, недополучивший в детстве любви и поддержки от родителей, будет всю последующую жизнь “добирать” то, что ему не дали ранее. Обращение к биографии, описанной в Л. Хьеллом и Д. Зиглером, самого А. Маслоу позволяет наглядно подтвердить это положение.

А. Маслоу был старшим ребенком из семерых детей необразованных родителей-евреев. По его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства и большую часть свободного времени проводил в библиотеках, среди книг. Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. Ни в одном из его публичных высказываний, касающихся матери, не было ни капли тепла или любви. Мать А. Маслоу была религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате этого мальчик научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге. Отца А. Маслоу характеризовал как человека, который любил выпить, подраться и погулять.

Более того, отец постоянно внушал ему, что он уродлив и глуп. Но впоследствии Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью, матери же он никогда не простил того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком и юношей.

Можно предположить, что положения автора о дефицитарных потребностях берут свое начало в психотравмирующих событиях его детства.

Четвертый уровень составляют потребности в самоуважении. А. Маслоу выделил два вида уважения: самоуважение и уважение других. Первый вид характеризуется такими показателями, как компетентность, реальные достижения, независимость, свобода. Второй вид связан с показателями престижа, признания, статуса, репутации, оценки другими.

Высшим уровнем в иерархии потребностей является потребность в самоактуализации. Это стремление к самосовершенствованию, реализации своего личностного и творческого потенциала.

В основе рассмотренной выше иерархической системы лежит допущение, что нижележащие потребности должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другие, расположенные выше, проявятся и станут действующими и доминирующими. Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни), в связи с чем он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития, становится самоактуализированной личностью.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Говоря словами А. Маслоу, люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе.

Изучив биографии многих выдающихся людей: Г. Гете, М. Бубера, Э. Стивенсона, Ш. Алейхема, Ф. Дугласа, Дж. Вашингтона, И. Гайдна, Дж. У. Рассела, П. Кропоткина, Т. Мора, Б. Франклина и др., А. Маслоу описал характеристики актуализированной личности. Только один из этих людей был религиозен в ортодоксальном смысле, все остальные верили в осмысленную Вселенную и т.д. Люди подобного типа обладают следующими качествами:

● общественной направленностью. Такие люди стремятся не к безопасности и защите себя, но к полному использованию и развитию своих талантов, способностей;

● живут по принципу “здесь и теперь”, имеют четкое восприятие действительности, способны правильно судить о людях. Быстро ориентируются в науке, искусстве, политике, общественных делах;

● не нуждаются в системе психологических защитных механизмов, принимают реальность и предпочитают знать правду;

● их не пугает неизвестное, новое, неструктурированное, наоборот, оно их притягивает. Это новаторы в науке, они имеют творческие способности, творческую направленность;

● правильно осознают себя, свои желания, цели, сами себя не обманывают;

● поведение их естественно, свободно, лишено позы, защитной окраски;

● имеют чувство общности с другими людьми, симпатию к ним, демократичность, устанавливают с людьми тесные эмоциональные связи;

● последовательны в поступках, четко различают плохое и хорошее;

● способны к глубоким и полным любовным переживаниям, которые воспринимаются ими как открытие бескрайних просторов и т.д.

Однако, как отмечал сам А. Маслоу, таких людей немного, не более 1% на Земле.

Согласно точке зрения создателя теории самоактуализации, последовательное расположение основных нужд в иерархии личности является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации любого человека. Стремление к самоактуализации создает онтологическую заданность личности, которая стремится раскрыть свой потенциал, опираясь в первую очередь на себя. А. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов: он признавал, что некоторые творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы, однако это скорее является исключением из правил.

В этой связи интересна богословская точка зрения на очередность удовлетворения потребностей. Как отмечает Д.В. Новиков, физиологические потребности, лежащие в основании пирамиды, являются потребностями тела, в то время как потребности более высокого уровня можно отнести к потребностям души. Поднимаясь по пирамиде А. Маслоу, мы незаметно совершаем “переход в другой род” и начинаем говорить о свойствах и качествах, присущих другой субстанции. Другими словами в этой концепции происходит смешивание душевных и телесных свойств. Православный же взгляд допускает одновременное сосуществование и телесных и душевных потребностей. Подтверждением сказанному являются многочисленные жития святых, в которых показано, как подвижник, ведущий аскетический образ жизни и, естественно, крайне ограниченный в удовлетворении своих физиологических потребностей (а также и потребностей в безопасности и уважении и т.д.), достигает небывалых духовных высот, становится – в терминологии А. Маслоу – “самоактуализированной личностью”. Понятно, что подобное положение вещей не “вписывается” в теорию самоактуализации.

Что касается самого понятия самоактуализации, то по этому поводу также уместно сопоставление с позицией богословия. Святоотеческое богословие четко указывает, что смысл и предел существования человека находится не внутри него самого, а в Боге. Об этом же говорил и В. Франкл: “…реальная цель человеческого существа не может быть достигнута посредством так называемой самоактуализации. Человеческое существование, в сущности, скорее самотрансцендентно, нежели самоактуализируемо. Самоактуализация вообще не может быть целью по той простой причине, что чем больше человек будет стремиться к ней, тем больше он будет промахиваться. Ибо только в той мере, в какой он будет посвящать себя осуществлению цели его жизни, он и будет себя актуализировать…”. Другими словами, опора только на себя может сослужить “медвежью услугу” человеку, вставшему на путь самоактуализации, и привести к иным, отличным от ожидаемых результатам.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Дисциплинарный подход к изучению личности: Учебно-методическое пособие. 2011

Еще по теме “Личность” в теории самоактуализации А. Маслоу:

  1. “Личность” в теории самоактуализации А. Маслоу
  2. “Личность” в теории самоактуализации А. Маслоу
  3. “Личность” в теории К. Роджерса
  4. “Личность” в теории К. Роджерса
  5. “Личность” в теории К. Роджерса
  6. “Личность” в теории психосинтеза Р. Ассаджиоли
  7. “Личность” в теории психосинтеза Р. Ассаджиоли
  8. “Личность” в теории психосинтеза Р. Ассаджиоли
  9. “Личность” в теории Высшего “Я” Т. Йоманса
  10. “Личность” в теории Высшего “Я” Т. Йоманса
  11. “Личность” в теории Высшего “Я” Т. Йоманса
  12. “Личность” в трансперсональной теории С. Грофа
  13. “Личность” в трансперсональной теории С. Грофа
  14. “Личность” в трансперсональной теории С. Грофа
  15. Пушки и масло, 1929-1939
  16. Глава 5. Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции Э. Фромма, А. Маслоу, В. Франкла
  17. Учебный материал состоит из пяти частей: общеметодологических вопросов теории государства и права, общего учения о государстве, теории права, теории правового поведения и теории правового государства ка
  18. «История экономических учений» Эволюция представлений Дж. М. Кейнса о влиянии денег на экономику: от количественной теории к теории предпочтения ликвидности