<<
>>

Обращение к Богу

До обращения к Богу жизнь человека напоминает по большей части духовный сон и характеризуется всецелой направленностью на устройство своего мирского благополучия и полным равнодушием к духовной жизни.

Многие люди просто не задумываются об этом, так как “погрязают” в житейских заботах, бизнесе, карьере. Иногда они ходят в Церковь, например, на Пасху или Рождество, но при этом доминирующими являются отнюдь не религиозные мотивы, а стремление быть “как все”, интерес, любопытство и, все же, поиск чего-то такого, нехватку которого человек интуитивно ощущает в своей жизни.

В это время, как отмечает митрополит Илларион (Алфеев)[393], Бог содействует и помогает человеку на пути его духовных поисков. Он зовет к Себе человека, дает ему некое предощущение Своего присутствия. Бог призывает к Себе всех людей, но одни слышат этот голос и решительно идут к Нему, а другие почти не слышат Его зов или слышат его еле-еле. Не всегда этот голос осознается человеком как зов Бога, чаще он воспринимается как смутное чувство какой-то тоски, неудовлетворенности текущей жизнью, беспокойства и тревоги.

Душа человека томится среди круговорота дел, событий, хочет вырваться из плена греха, но не знает, как это сделать. Божий зов, по словам митрополита Иллариона (Алфеева), можно уподобить стреле, которой Бог, как опытный охотник, ранит душу человека. Кровоточащая и незаживающая рана заставляет душу, забыв обо всем, искать врача. Душа того, кто ощутил Божий зов, становится одержимой горячим влечением к Богу. Преподобный Макарий Египетский пишет, что, “помыслы такой души горят духовной любовью и неудержимой тягой ко все более славным и светлым красотам духа, томятся неудержимой любовью к небесному Жениху и… рвутся к возвышеннейшему и величайшему, чего ни словами не высказать, ни человеческим разумом не постичь”[394].
С точки зрения святителя Феофана Затворника[395], в этот период богообщение можно назвать мысленным, т.к. его мера явно недостаточна: Бог находится как бы вне человека, а человек – вне Бога.

Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает резкой и неожиданной, обращающей человека сразу; иногда − подготовленной долгим путем исканий, сомнений, разочарований. В одном случае Бог “настигает” человека, заставая его врасплох, в других − человек сам обращается к Нему. Это обращение может произойти рано или поздно, в детстве или юности, в зрелости или старости. И нет двух людей, которые пришли бы к Богу одной дорогой. Приведем известный пример внезапной встречи с Богом[396].

Разбойник по имени Моисей проживал в Египетских странах. Был он мрачен лицом и силен. Прежде он служил рабом своего господина, но по причине убийства присоединился к разбойникам и стал у них предводителем. Моисей вместе со своими товарищами совершал много беззаконий, кровопролитий, хищений, не останавливаясь ни перед чем. Долгое время Моисей проводил в таких злодеяниях, пока однажды случайно не пришел в сознание под воздействием Божественной благодати. В тот момент открылись духовные очи разбойника, который осознал всю мерзость своего греховного образа жизни. Он сразу и полностью порвал со своим прошлым и отправился в монастырь, чтобы покаянием изгладить свою вину. Многие разбойники, узнав об обращении их бывшего атамана, оставили свои дела и пришли к Богу.

А вот пример обращения митрополита Антония (Сурожского)[397].

В детстве он был неверующим, и то, что он слышал о Христе, не вызывало у него никаких симпатий к христианству. Однажды, возмущенный проповедью одного священника, он решил проверить, неужели христианство в самом деле так непривлекательно, как его изображают в слащавых рассказах. Он взял Новый Завет, выбрал из четырех Евангелий самое короткое, чтобы не тратить много времени и принялся читать.

“Пока я читал, − рассказывает он сам, − между первой главой и началом третьей вдруг я ощутил, что по ту сторону стола, пред которым я сижу, Кто-то стоит невидимо, но абсолютно ощутимо. Подняв глаза, я никого не увидел, ничего не слыхал, никаких чувственных ощущений у меня не было, но была абсолютная уверенность, что стоит по ту сторону стола Иисус Христос… С этого начался для меня целый переворот… Я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как делиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая мне открылась в познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: кА жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все… Я мог бы вместе с апостолом Павлом сказать: “горе мне, если не благовествую” (1 Кор. 9;16). Горе потому что не делиться этим чудом было бы преступлением перед Богом, это чудо свершившим, и перед людьми, которые по всей земле сейчас жаждут живого слова о Боге, о человеке и жизни.

Однако чаще всего обращение к Богу происходит не так неожиданно и внезапно: человек долго ищет, прежде чем обретает. Многие начинают искать отвлеченную “истину” через книги, а приходят к откровению Бога как личности. Иногда в православие приходят “окольным” путем − разочаровавшись в культах, восточных учениях[398]. Иные приходят к Богу, пережив катастрофу, потерю близкого, крушение надежд, тяжелую болезнь. В этой связи вспоминается следующий пример.

Надежда была больна тяжелой формой неоперабельного рака со множественными метастазами. До заболевания она была преуспевающей “бизнес-леди”: сделки, презентации, отдых на дорогих курортах, застолья на широкую ногу… Жизнь представлялась ей тогда прекрасной и безоблачной. Однако этот период закончился внезапно − приговор врачей был суров: жить осталось всего четыре месяца. Надежда была в шоке. Как же так! Такая несправедливость.

Но только тогда начался ее путь к Богу. Надежда продала все свое имущество, а вырученные деньги потратила на паломнические поездки. Она объездила весь мир, побывала во многих монастырях, и постепенно к ней стало приходить понимание, что болезнь, это не наказание, а награда! Ведь только таким путем Надежда смогла отвратиться от погибельного пути и спасти свою душу. Она прожила вместо четырех месяцев четыре прекрасных года, которые слились в одну сплошную покаянную молитву. “Слава Богу за все!” − были ее последние слова, когда счастливая она умирала”.

***

Самый естественный путь к Богу, когда ребенок рождается в христианской семье и с молоком матери усваивает христианские традиции, которые впоследствии становятся основой его образа жизни. Как отмечает архимандрит Георгий (Шестун)[399], правильное начальное воспитание имеет важное нравственное значение. Им в значительной степени определяется, а нередко от него зависит вся дальнейшая судьба человека. Тем не менее, по мнению митрополита Иллариона (Алфеева)[400], вера, хотя и может быть получена от родителей, должна быть осмыслена и выстрадана самим человеком, и должна стать частью его личного опыта. Известны случаи, когда из религиозных семей выходили атеисты: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др., которые происходили из духовного сословия, но порвали с религией своих предков.

В любом случае, встреча человека с Богом – это встреча двух личностей. Она может произойти раньше, если ребенок растет в благочестивой православной семье, а может случиться позже или совсем не произойти, если человек заблудиться в лабиринтах жизни. В этой связи протоиерей Борис Ничипоров[401] говорил о важнейшем факте внутренней, незримой биографии души − заключении или незаключении завета с Богом. Человек или заключает это соглашение и вступает в диалог с Богом, или отвергает Творца и бежит от этого через “черные ходы личности”. Известный философ М.К. Мамардашвили писал, что человек для того, чтобы сбежать от себя, готов укрепиться в состоянии “упрямой хитрости”[402], лишь бы не привести себя в движение и не поставить себя под вопрос. И снова мы приходим к выводу об изначальной свободе личности.

***

Осознанный духовный рост происходит с момента крещения человека или с таинства покаяния, если человек был крещен, но отошел от Церкви. С этого времени начинается следующий период духовного становления.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме Обращение к Богу:

  1. Обращение к Богу
  2. Обращение к Богу
  3. Любовь к Богу
  4. Молящийся предстоит Богу
  5. О Я, говорящем «Ты» Богу
  6. Сознание и свобода обращены к Богу
  7. Мы говорили об образе Божием в человеке, но в чем состоит подобие Богу?
  8. Правда, таким образом, понятие Божественное, восходящее к Богу.
  9. Исторически Право служило средством возвращения людей к Богу
  10. Преступления против установленного порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ)
  11. В процессе функционирования религии на одном из первых мест находятся переживания человека, его «личный путь» к Богу.