<<
>>

Одиночество − уединение

Одиночество как уединение имеет противоположный онтологический смысл по сравнению с рассмотренным ранее вариантом. Если в первом случае (при невротическом одиночестве) человек изолируется от других, чтобы избежать новых разочарований и боли, то во втором − чтобы преодолеть собственную отверженность и затем нести в мир любовь и веру.

Как отмечает П. Евдокимов[236], достигнув высшей свободы, отшельник может вернуться в мир, ибо для него он больше не околдован, вернуться к людям и их граду, поскольку он достиг любви, подвигающей его покинуть свое уединение. По мнению многих святых отцов, аскеза, лишенная любви, не приближает к Богу, а удаляет от него. Так, преподобный Серафим Саровский выделял четыре условия к преодолению собственной отверженности: уединение, молитва, любовь и воздержание. Как отмечает протоиерей Борис Ничипоров[237], уединение без трех других, выше названных, добродетелей, вещь бессмысленная и ненужная.

Главный компонент уединения − это молитва.

Молитва, по мнению архимандрита Рафаила (Карелина)[238] − это свободный акт человеческого духа, реализация той любви, которая некогда соединяла человека с Богом. Золотая цепь этой любви была разорвана, разрушена человеческим грехопадением. Молитва есть восстановление прежней связи человеческого духа с Божественным Абсолютным духом, той связи, которая существовала у первозданных людей. П. Евдокимов отмечает, что именно молитва помогает открыть литургический диалог, ведущий к единству. К единству с Богом, Который делит жизнь с человеком, живет ее в человеке и вместе с человеком.

И действительно, если человек соединен с Богом молитвой, то он не одинок даже в пустыне. Известны многочисленные примеры из жития святых и подвижников, в которых можно проследить вышесказанное.

В качестве иллюстрации рассмотрим отрывок из жития святителя Феофана, Затворника Вышенского[239].

Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Благочестивые родители старались дать ему воспитание в духе христианской любви и церковности. Уже в детстве у Георгия стали проявляться яркие черты его характера: от отца он унаследовал живость и чистоту ума; от матери − нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность. С юности он готовил себя к иноческой жизни. В последний год своей учебы в Киевской Духовной Академии Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в иноческом чине. 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан. С этого времени началось его служение на учебно-воспитательном поприще: он работал ректором Киево-Софиевского духовного училища, инспектором Новгородской семинарии, бакалавром по кафедре нравственного и пастырского богословия в Петербургской Духовной Академии, членом Духовной Миссии в Иерусалиме, ректором Олонецкой духовной семинарии и т.д., но душа святителя всегда стремилась к уединению. Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии, святитель Феофан посетил Вышинскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. После двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах Преосвященный Феофан подал прошение в Священный Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышинской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство Владыки было удовлетворено, и он был назначен настоятелем Вышинской пустыни, где провел свою оставшуюся жизнь как ученый инок. Однако вскоре он подал новое прошение об увольнении с этой должности, которое было удовлетворено. Долгожданное уединение, к которому так настойчиво стремился святитель, наконец, пришло, по милости Божией. Но не возможность покоя влекла к себе сердце Владыки, тихие монастырские стены − они звали его к себе на новый духовный подвиг.“Я ищу покоя, − писал епископ Феофан митрополиту Исидору, − чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, с тем непременным намерением, чтобы был и плод этих трудов, и полезный, и нужный для Церкви Божией”.После пасхальных дней 1872 года он начал вести затворническую жизнь.

Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужение и затворился в отдельном флигеле. В богослужении в своей келии, в которой он устроил малую церковь во имя Крещении Господня, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть жизни архипастыря.

В свободное от духовных подвигов время он занимался учебно-литературными богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшихся к нему с просьбами о помощи. В подвиге духовно-литературного творчества святитель Феофан видел великое служение Церкви Божией. Самоотверженная любовь к людям, которой наполнена его обширная переписка, влекла к нему современников и продолжает привлекать к его памяти и творениям новые поколения христиан. 6 января 1894 года епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием святитель Феофан стяжал дар опытного постижения стятоотеческой аскезы, который изложил в своих многочисленных трудах, интересных как практические пособия в деле христианского спасения.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме Одиночество − уединение:

  1. Одиночество − уединение
  2. Одиночество − уединение
  3. Одиночество невротическое и одиночество-уединение
  4. Одиночество невротическое и одиночество-уединение
  5. Одиночество невротическое и одиночество-уединение
  6. 5. Одиночество
  7. Невротическое одиночество
  8. Невротическое одиночество
  9. Невротическое одиночество
  10. Счастье одиночества
  11. Заключение Одиночество человечества
  12. К ПРОБЛЕМЕ ТЕАТРАЛЬНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ