<<
>>

Одиночество невротическое и одиночество-уединение

Что еще может выбирать человек? Одиночество как проявление невроза или одиночество как уединение. Как отмечает протоиерей Борис Ничипоров[228], смысловое поле одиночества обширно.

Это и личностная реакция на потерю близкого человека − друга, жены, матери. Это и ощущение непонятости “всеми вокруг”, что особенно характерно для подросткового возраста. Это и просто инфантильное “все меня бросили и ушли”. Одиночество – это и изгнание из родных мест, и жизнь на чужбине. Иногда чувство одиночества может нахлынуть вдруг, без всякой видимой причины.

С точки зрения психологии, слово “одиночество” чаще имеет негативный оттенок и является признаком душевного неблагополучия, неустроенности. По мнению О.В. Лавровой[229], само это слово является знаком неблагополучия и поводом для психоанализа, что делит все человечество на две большие группы: на тех, кто якобы спасся от одиночества, и на тех, кто не сумел спастись. Иногда одиночество воспринимается чрезмерно пессимистично, например, Ю.

Борген в этой связи пишет: “Каждый сидит в таком капкане, откуда ему не выйти. Сидит и подмигивает друг дружке”[230].

Экзистенциальная психология и философия возводит одиночество на пьедестал абсолюта. Однако в этом состоянии, как подчеркивает современный богослов П. Евдокимов[231], человек ужасающе одинок в своей страшной и абсолютной свободе, за которую, в тоже время он несет ответственность. Переживание одиночества в рамках психопатологии обширно: от шизофренического аутизма с суицидальностью до реактивных состояний, например, в связи с уходом мужа из дома. У одних людей ощущение одиночества обратимо и может быстро проходить, у других – может составлять экзистенциальную основу их жизни и мироощущения.

Однако реальность одиночества дана любому человеку, но одни стремятся вытеснить этот факт из своего сознания, другие – способны возвести его в крайнюю степень, третьи – вполне сосуществуют с ним. По мнению протоиерея Бориса Ничипорова[232], одиночество, точнее переживание одиночества, имеет под собой два основания:

1) каждый из нас есть материальная отдельность. Мы изначально телесно завершены и пространственно разделены друг от друга. Сюда же можно добавить и половое разграничение, в связи с чем, человек другого пола нередко воспринимается как некое иноприродное существо;

2) экзистенциальное основание базируется на личностной уникальности, неповторимости каждого из нас, что является предпосылкой к непониманию “меня” другими.

Принципиальным моментом в понимании одиночества является тот факт, что указанные основания имеют статус условия одиночества, но не его причины. Эти же основания могут быть и предпосылками единения, любви, дружбы.

***

В связи с неоднозначным отношением к отдельности и автономии человеческого существования можно рассмотреть несколько жизненных позиций человека: одиночество невротическое (изоляция) и одиночество − уединение.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме Одиночество невротическое и одиночество-уединение:

  1. Одиночество невротическое и одиночество-уединение
  2. Одиночество невротическое и одиночество-уединение
  3. Невротическое одиночество
  4. Невротическое одиночество
  5. Одиночество − уединение
  6. Одиночество − уединение
  7. Невротическое одиночество
  8. Одиночество − уединение
  9. 5. Одиночество
  10. Счастье одиночества
  11. Заключение Одиночество человечества
  12. К ПРОБЛЕМЕ ТЕАТРАЛЬНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА В САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
  13. 1. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО
  14. ЛЕКЦИЯ 4 ВОЛЯ K ВЛАСТИ: ОСВОБОЖДЕНИЕ OT ОДИНОЧЕСТВА ПРЕДЕЛЬНОГО БЫТИЯ И ЕГО ОБНОВЛЕНИЕ
  15. ПРЕДЕЛЬНОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛЕКЦИЯ 3 МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА B ПРЕДЕЛЫЮМ БЫТИИ: ОБНАЖЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА
  16. ОБЫДЕННОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО КАТЕГОРИИ ЛЕКЦИЯ 1 МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА B ОБЫДЕННОСТИ: РОД И СКРЫТОЕ ОДИНОЧЕСТВО B РОДЕ