<<
>>

ПРИЛОЖЕНИЕ

Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «Иерархия личности»

В настоящее время существует большое количество методов диагностики личности, которые нацелены на исследование различных ее аспектов (ценности, установки, отдельные стороны личности и т.д.).

Тем не менее, несмотря на многообразие в этой области, необходимо констатировать тот факт, что такие существенные характеристики личности, как духовность, душевность, телесность как тенденции в их иерархичном соподчинении практически не являются объектами для диагностики ввиду отсутствия разработанных методик. Тем не менее, они представляют собой обширное исследовательское поле в психологической науке.

В целом духовность сегодня неоднозначно трактуется в психологии, в связи с чем существует множество ее определений. Так, В.Д. Шадриков о духовности пишет так: “Духовность всегда отражает отношения людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяет поведение человека в отношении добра и зла”. В.П. Зинченко считает, что без духовности существование человечества в принципе невозможно и определяет духовность как условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л.С.

Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности.

В.В. Знаков пишет о том, что проблема духовности в настоящее время привлекает большое внимание психологов, особенно психологии понимания, в которой чрезвычайно актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного Я понимающего мир субъекта.

По мнению И.М. Ильичевой, духовность в психологии – это признание человеком своих возможностей и стремление к их реализации на благо общества. С точки зрения П.В. Симонова, П.М. Ершова, Ю.П. Вяземского в категории духовности господствует бескорыстие, потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

По мнению Г.В. Акопова, успех любого подхода определяется учетом познавательной, эмоциональной и действенной сторон сознания человека. Эти важнейшие сферы психического формируются как проявления духовного только в случае их преломления через нравственные состояния истины, милосердия и добра. Н.Д. Линде, рассуждая о феномене духовности, пишет, что духовность – это не только религия, это не только культура, не только милосердие… Она дает человеку способность отделить себя от чего-то мелкого, частного, косного и преходящего и расширить свое существование до чего-то бесконечного. Таким образом, небольшой обзор понятия “духовность” выявляет существующий полиморфизм мнений.

Душевный уровень в личности также понимается в психологии неоднозначно. Так, по словам В.П. Зинченко, душа в отличие от психики и сознания всечеловечна, внеисторична, архетипична. Душа не столько развивается, сколько раскрывается.

С точки зрения П.В. Симонова, П.М. Ершова, Ю.П. Вяземского, душевная жизнь по сравнению с телесной имеет более тонкое устроение, так как душа способна наслаждаться красотой природы, возвышенными чувствами, навеянными произведениями искусства. По мнению В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, когда мы говорим “душевный человек” – то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности сопереживать другому, способности понимать и учитывать другого в его самоценности. С точки зрения Т.А. Флоренской, качества “душевного человека” − это доброта, чуткость, тактичность, предупредительность и другие проявления, связанные с восприимчивостью, чувствительностью и сердечностью.

Что касается представления в психологии о телесном уровне, то здесь прослеживается большая однородность взглядов. Еще В.В. Зеньковский отмечал, что тело есть инструмент, с помощью которого действует человек. В.М. Розин разводит понятия тела, основной характеристикой которого является витальность и телесности.

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев считают, что телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела: сон, еда; инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг ее интересов.

М.Я. Дворецкая выделяет витальный уровень в человеке, главным проявлением которого также является удовлетворение базовых потребностей тела.

В контексте нашей работы духовное, душевное и телесное понимаются как три ведущие личностные тенденции, которые тесно связаны между собой (что будет далее подтверждено с помощью проведенного корреляционного и факторного анализа шкал). Духовный уровень личности можно определить как своеобразную вертикальную составляющую, нематериальное системообразующее начало, позволяющее выйти за рамки «эго». Проявления духовного уровня являются опосредованными – это творчество, альтруизм, любовь, служение, самопожертвование, совесть. Душевный уровень личности определятся нами как совокупность сознательной, рассудочной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека, которые соединены друг с другом духовно-нравственными стержнями. Уровень тела – инстинктивный уровень личности, который нацелен, прежде всего, на удовлетворение витальных потребностей. В то же время, это внешняя пространственная граница личности, позволяющая отграничить внутреннее от внешнего.

Таким образом, как можно отметить из приведенного выше обзора, понимание личностных уровней дух-душа-тело в психологии является неоднозначным и требует не только подробного теоретического анализа, но и практического подкрепления в виде разработанных методик, позволяющих опредметить данные стороны личности.

Среди немногочисленных методов диагностики перечисленных выше аспектов можно назвать методику “Друг-советчик – 1” Е.К. Веселовой, С.А. Черняевой; опросник “Эталон жизнедеятельности” М.Я. Дворецкой; “Свободный выбор ценностей” Е.Б. Фанталовой и некоторые другие, которые, тем не менее, не заполняют исследовательский вакуум в изучаемой области.

В этой связи авторским коллективом (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А Подоровская, И.Н. Шапкина) были поставлены следующие задачи:

1. Разработать диагностическую методику, позволяющую выявить доминирующую тенденцию личности: духовность, душевность, телесность, а также соподчиненность (иерархичность) указанных уровней.

2. Провести стандартизацию методики на выборках, представленных различными возрастными группами.

3. Оценить внешнюю и внутреннюю валидность, используя сопоставление с другими методиками.

4. На основании полученных данных оценить возможность использования авторской методики для диагностики вышеупомянутых личностных уровней.

МЕТОДИКА

Методика “Иерархия личности” позволяет получить сведения о степени значимости для респондента духовности (приоритет отдается реализации истинного предназначения, служению, духовному росту и развитию); душевности (большое внимание уделяется социальным контактам, профессиональной и семейной сферах, интеллектуальному, развитию, эмоциональной жизни человека); телесности (доминируют физические аспекты жизнедеятельности: стремление к развлечениям, питанию, комфорту).

В методике выделены и такие сферы жизнедеятельности (экзистенциальная, семейная, свободное время, отдых, отношение к людям, общение, ценности), оценка которых позволяет получить информацию по более узким направлениям. Методика составлена в двух вариантах: для детей и подростков (адаптация И.Н. Шапкиной) и людей 17 до 55 лет (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.Н. Подоровская).

Опросник для людей от 17 до 55 лет включает 31 пункт, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем уровням в иерархии личности: духовному, душевному и телесному. Из предложенных вариантов респондент выбирает ответ, имеющий наибольшую значимость. Он отмечается буквой “А” и получает 2 балла. Далее выбирается ответ с промежуточной степенью значимости (соответственно буква “Б” и 1 балл). Последний ответ с наименьшей для респондента значимостью (соответственно буква “В” и 0 баллов). Если представленные суждения не подходят, респонденту предлагается высказать свою точку зрения в четвертом пункте.

Инструкция: «Уважаемый (ая)! Просим Вас принять участие в исследовании. Для этого Вам предлагается ответить на 31 пункт – суждение, на которые возможны три варианта ответов. Четвертый пункт предусматривает Ваш ответ, если Вы сочтете это необходимым.

Вам предстоит распределить варианты ответов по степени их значимости и отметить буквами: А, Б, В напротив каждого из них. При этом: А – соответствует наиболее подходящий ответ; Б – частично подходящий ответ; В – наименее подходящий ответ. Благодарим за сотрудничество!

Текст методики “Иерархия личности”

1. В своей жизни я придерживаюсь следующих принципов:

1. Главное здоровье, остальное − приложится.

2. Самое важное – найти себе место в жизни, обрести прочный социальный статус.

3. Главное в жизни – понять и реализовать свое предназначение.

4.

2. Праздники ассоциируются у меня, прежде всего с:

1. Приятным, теплым общением в кругу близких и друзей.

2. Радостью от праздничных богослужений (на Пасху, Рождество Христово и т.д.).

3. Застольем, возможностью попробовать вкусные блюда.

4.

3. Я хотел (а) бы побольше узнать:

1. О смысле человеческой (своей жизни).

2. О новых интересных людях, достижениях в различных сферах жизни (наука, искусство и т.д.).

3. О том, как добиться материального успеха в жизни.

4.

4. Родители для меня – это люди, которые, прежде всего:

1. Которые меня в детстве кормили, обували, одевали.

2. На которых можно опереться.

3. Которые всегда любят и все прощают.

4.

5. Общаясь с людьми, мне нравится:

1. Поддерживать темы о спорте, моде, машинах, новых блюдах.

2. Поддерживать темы о новых достижениях науки, техники, культуры, жизни известных людей.

3. Поддерживать темы о взаимоотношениях с людьми, о добре и зле, смысле жизни.

4.

6. Когда у меня случаются неприятности, я, прежде всего:

1. Обращаюсь за помощью к Богу, молюсь.

2. Обращаюсь к родным, близким, друзьям за помощью.

3. Старюсь отвлечься за счет еды, алкоголя, табака, спорта, приятных приобретений.

4.

7. В свободное время мне нравится ходить:

1. Туда, где можно отдохнуть, развлечься, снять напряжение.

2. Туда, где забываешь о своих повседневных заботах и соприкасаешься с истинными ценностями (вечностью).

3. К друзьям, родственникам, близким людям, с которыми эмоционально комфортно и тепло.

4.

8. Мне близки люди, которые:

1. Имеют такое же материальное состояние, как у меня.

2. Обладают сходными интересами, увлечениями.

3. Близки мне по духу вне зависимости от материального состояния и социального статуса.

4.

9. В основе брака должны лежать, прежде сего:

1. Любовь, духовная близость.

2. Эмоциональная близость, тепло, душевный комфорт.

3. Налаженный быт.

4.

10. Смерть для меня – это:

1. Прекращение жизни физического тела, конец жизни.

2. Переход в вечную жизнь, начало новой жизни.

3. Расставание с близкими и родными.

4.

11. В отпуск я бы отправился (отправилась) бы:

1. Туда, где можно получить новые впечатления, провести время с интересными людьми.

2. Туда, где можно духовно обогатиться, соприкоснуться с истинными ценностями.

3. Туда, где можно позагорать, поплавать, хорошо отдохнуть.

4.

12. Смысл получения знаний (образования) для меня – это:

1. Подготовка к получению профессии, которая может обеспечить безбедное существование, достаток.

2. Возможность познания нового, интеллектуальное, творческое развитие.

3. Подготовка к возможности служению людям, осуществлению своего предназначения, жизненной цели.

4.

13. Семья для меня – это, прежде всего:

1. Жертвенная любовь и дети как дар Божий.

2. Место, где тебя понимают, всегда ждут, могут успокоить, поддержать.

3. Уют, отлаженный быт.

4.

14. Работа для меня, прежде всего:

1. Служение на благо людей и Родины.

2. Творческая, интересная деятельность.

3. Стабильный, высокий заработок.

4.

15. Темы, которые меня всегда интересуют в общении с другими людьми:

1. Семья, дети, работа.

2. Здоровье, комфорт, развлечения, спорт.

3. Духовная жизнь и ее проявления.

4.

16. Доброе дело я сделал (а) бы:

1. Просто так, ничего не желая получить взамен, потому что по-другому не могу.

2. Чтобы получить признание, уважение, похвалу людей.

3. Желая получить пользу для себя и своих близких.

4.

17. Когда близкий человек просит меня о помощи, я:

1. Помогаю по “зову” сердца.

2. Помогаю из уважения, ради поддержания отношений.

3. Помогаю из принципа: “Помогу я – помогут мне”.

4.

18. В людях на меня большее впечатление производят:

1. Мастерство, умение хорошо делать любое дело.

2. Доброжелательность и любовь, чистота души и помыслов.

3. Внешний вид и манера поведения, имидж.

4.

19. Внешность человека – это:

1. Проявление его внутреннего состояния.

2. Природные данные, которыми можно воспользоваться для достижения своих целей.

3. Это то, что можно изменить, ради того, чтобы нравиться другим.

4.

20. В жизни я хотел (а) бы:

1. Добиться признания, получить высокий социальный статус.

2. Обеспечить себя материальными благами: машиной, квартирой, дачей и т.д.

3. Найти свое призвание, чтобы быть полезным Отечеству.

4.

21. Общение для меня – это, прежде всего:

1. Возможность провести время, развлечься.

2. Возможность выговориться, “отвести душу”.

3. Возможность почувствовать духовную близость.

4.

22. Вера для меня – это, прежде всего:

1. Жизнь моих предков, родовые ценности.

2. То, что позволяет чувствовать себя в безопасности.

3. То, чем я живу, мой образ жизни.

4.

23 .Отдых для меня – это, прежде всего:

1. Возможность восстановить свои силы после трудового дня.

2. Возможность испытать радость богослужения.

3. Общение с интересными людьми, чтение познавательной литературы.

4.

24. Я считаю, что главное в семье – это:

1. Материальный достаток.

2. Любовь, самопожертвование и отказ от своих интересов ради любви к другому.

3. Эмоциональная поддержка, крепкий “тыл”, где тебе всегда рады.

4.

25. Если бы у меня было много денег, то я:

1. Жил (а) в свое удовольствие.

2. Сделал (а) бы все для того, чтобы в жизни стало больше любви и добра.

3. Оказывал (а) спонсорскую поддержку образованию, культуре, спорту.

4.

26. В основном, я общаюсь с людьми:

1. Которые близки мне “по духу”.

2. С которыми мне интересно и тепло.

3. С которыми мне удобно, которые могут быть чем-то полезны.

4.

27. Больше всего я ценю в людях:

1. Богатство, физическую силу, красоту.

2. Ум, смелость.

3. Доброту, любовь.

4.

28. Я отдал (а) бы свою жизнь:

1. За веру, народ и Отечество.

2. За своих близких.

3. Ни за что бы не отдал (а).

4.

29. Совесть для меня это:

1. Шкала нравственности или безнравственности моих поступков.

2. Это социальные нормы, правила.

3. Это то, что часто мешает полностью раскрепоститься.

4.

30. Родина для меня, это, прежде всего:

1. Это место проживания.

2. Это общность людей, родственные связи.

3. Это соборность, общность близких мне по духу людей.

4.

31. Когда я думаю о будущем, я, прежде всего:

1. Думаю о стабильности завтрашнего дня;

2. Представляю, сколько нового и интересного меня ждет впереди;

3. Думаю о том, как достойно прожить жизнь и подготовиться к жизни вечной.

4.

Обработка результатов

Обработка результатов заключается в подсчете суммарных баллов по каждому уровню личности, что является показателем доминирования тенденции.

Ключ

Духовный

Уровень

Душевный

уровень

Телесный

уровень

Духовный

уровень

Душевный

Уровень

Телесный

Уровень

1 3 2 1 18 2 1 3
2 2 1 3 19 1 3 2
3 1 2 3 20 3 1 2
4 3 2 1 21 3 2 1
5 3 2 1 22 3 1 2
6 1 2 3 23 2 3 1
7 2 3 1 24 2 3 1
8 3 2 1 25 2 3 1
9 1 2 3 26 1 2 3
10 2 3 1 27 3 2 1
11 2 1 3 28 1 2 3
12 3 2 1 29 1 2 3
13 1 2 3 30 3 2 1
14 1 2 3 31 3 2 1
15 3 1 2
16 1 2 3
17 1 2 3

Сферы жизнедеятельности:

Экзистенциальная: 6, 10, 22, 28, 29, 31

Семейная: 4, 9, 13, 24,

Свободное время, отдых: 2, 7,11, 23,

Отношение к людям: 16, 17, 18, 27,

Общение: 15, 21, 26,

Ценности: 1, 3, 5, 8, 12, 14, 19, 20, 25, 30

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Дисциплинарный подход к изучению личности: Учебно-методическое пособие. 2011

Еще по теме ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ I. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, СПЕКУЛЯЦИИ И СТРАХОВАНИЯ (Приложение к главе 6)
  2. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ТЕСТЫ
  3. Приложение 1
  4. Приложение 1
  5. Приложение 2
  6. Приложение
  7. Приложения с союзом КАК
  8. Приложения
  9. Приложения Приложение 1
  10. Приложение 3
  11. ПРИЛОЖЕНИЯ
  12. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
  13. Приложение