<<
>>

Проблема теодицеи в Ветхом Завете

Проанализируем проблему теодицеи в Книге Премудрости Соломона и Книге пророка Осии. Лейтмотивом Книги Премудрости является мысль Соломона о высочайшей Божественной мудрости, которая буквально пронизывает вселенную.

“Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий знает всякое слово. Посему никто, говорящий неправду, не утаиться, и не минет его обличающий суд” (Прем.1). Господу Богу известны все помыслы и пути человеческие, ничто не сокрыто от Него, но Богу не нужна напрасная жертва. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет царства ада на земле. Соломон говорит о том, что нечестивые и неправедные люди сами привлекают к себе гнев Божий своими злыми поступками и помышлениями. “Нечестивые же как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда его суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны” (Прем.2). Но, души праведных в руке Божией, и “мучение не коснется их….Бог испытал их и нашел их достойными Его.
Он испытал их как золото в горниле и принял как жертву всесовершенную” (Прем.2).

Этим Соломон объясняет смысл страданий еврейского народа, водимого “дивным путем” премудростью и рукой Божией. Она перевела их через Чермное море, а врагов потопила; благоустроила дела их рукою святого пророка; они прошли по необитаемой пустыне; томились жаждой и, воззвав к Богу, получили воду из скалы. На протяжении всего этого пути Бог постоянно, как заботливый и мудрый Отец, вразумлял отступающих от пути праведного. “За неразумные помышления их неправды, по которым они в заблуждении служили бессловесным пресмыкающимся и презренным чудовищам, Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных, чтобы они познали, что чем кто согрешает, тем и наказывается” (Прем.11).

И это вразумление, как детей малых, происходит непрестанно и милостиво. Даже самых страшных грешников, совершавших волхования, нечестивые жертвоприношения, в том числе и детские, пожиравших человеческую плоть, Господь Бог не истреблял сразу же, а постепенно наказывал их, посылая предтечами воинства шершней, вразумлял, давая место покаянию, зная, однако, “что племя их негодное, и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки” (Прем., 12).

Соломон говорит: “Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех” (Прем.12).

Господь Бог всегда дает надежду к покаянию в грехах, продолжает Соломон, и наказывает даже самых закоренелых грешников снисходительно, давая время и побуждение освободиться от зла. Тем более терпим Бог к избранным сынам своим, отцам которых были даны клятвы и обеты.

С болью и горечью говорит Соломон о постоянном богоотступничестве еврейского народа, который непрерывно уклонялся в языческие “мерзости”: поклонение животным, камням, изделиям рук человеческих, идолам: “Вымысел идолов – начало блуда, и изобретение их – растление жизни. Не было их вначале, и не во веки они будут. Они вошли в мир по человеческому тщеславию…” (Прем.14).

Еврейский народ заимствовал от народов нечестивых и другие пагубные обычаи – неистовые пиршества, нечистые браки, прелюбодейство, хищение, коварство, растление, превращение полов. Но как терпелив и милостив Господь Бог! Видя все мерзости, которые творили грешники, но вместо того, чтобы истребить их, Он “в удовлетворение прихоти их приготовил им в насыщение необычную пищу – перепелов”. И даже тогда, когда разгорелся гнев Господень, и были насланы змии для укрощения строптивого народа, гнев не продлился долго и имел целью вразумление и напоминание о заповеди закона Божия “ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех.

И этим Ты показал врагам нашим, что Ты – избавляющий от всякого зла: ибо их убивали уязвления саранчи и мух, потому что они достойны были мучения от сих. А сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их” (Прем. 16).

Соломон говорит о Всемогуществе Божием и Милости Его, которая послала с неба нетрудящимся пищу ангельскую − “готовый хлеб имеющий всякую приятность по вкусу каждого”. И далее продолжает: “Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворении желания вкушающего…” (Прем. 16). Так велика забота Бога о Своих сынах! В то же время Господь Бог, пишет Соломон, справедлив и праведен, по заслугам воздает Он каждому, в первую очередь, врагам, досаждающим Его народу. И когда “определили они избить детей святых, хотя бы одного сына… в наказание за то Ты отнял множество их детей и самих погубил всех в сильной воде… А народ Твой ожидал как спасения праведных, так и погибели врагов, ибо чем Ты наказывал врагов, тем самым возвеличил нас, которых Ты призвал” (Прем. 18). Таким образом, через всю Книгу Премудрости Соломона проходит мысль о Божественной справедливости, которая действительно безгранична и не нуждается ни в каком “Богооправдании”.

Рассмотрим проявление теодицеи в Книге пророка Осии. Пророку Осии, сыну Беерину, жившему в эпоху царей Иудейских, было Слово Господне о судьбах и путях Израильских. Болью и отчаянием пронизана эта Книга, ибо, несмотря на всю милость и любовь Господню к еврейскому народу, несмотря на постоянные вразумления, он все равно продолжал грешить и искушать терпение Господа Бога своего. В образной и метафорической форме передает пророк Осия Слово Господне. “Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа…. Нареки имя сыну Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля …и положу конец царству дома Израилева” (Ос. 1).

Через пророка Осию Сам Господь говорит о том, как “блудодействовала” земля Израильская и народ ее, “ходя за любовниками своими, которые дают хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки”, забывали всегда о том, Кто дает эту воду и вино и елей и даже золото и серебро, из которых нечестивые сделали себе истукана Ваала.

В гневе Господь Бог говорит о том, что “отныне … открою срамоту ее перед глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее и опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее и Я превращу их в лес и полевые звери поедят их…” (Ос. 2).

С горечью пророк Осия пишет, что у сынов Израивевых нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания. Клятва, обман, убийство, воровство, прелюбодейство – все это чрезвычайно распространилось на земле. “Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл ему дает ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы… Как упрямая телица, упорен стал Израиль” (Ос.4).

Устами пророка Осии вопрошает Господь: “Посему будет ли Господь теперь пасти их, как агнцев на пространном пастбище?” (Ос. 4). Для вразумления грешников Бог насылает на согрешивших различные скорби: “И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина.. Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я растерзаю и уйду; унесу и никто не спасет. Пойду, возвращусь в место Мое, доколе они не признают себя виновными и не взыщут лица Моего” (Ос.5).

Как последнюю надежду для вразумления заблудших Господь попускает свершиться различным испытаниям, в то же время провозглашая: “Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений” (Ос. 6). Пожалуй, эта фраза может быть ключевой для понимания всей Ветхозаветной теодицеи, так как подобные слова может сказать только любящий и милующий Отец, наказывающий неразумное дитя для его же блага. Господь, устами пророка Осии, говорит, что, несмотря на все отступления, все мерзости еврейского народа “Я Сам приучал Ефрема ходить, носил его на руках Своих, а они не сознавали, что Я врачевал их. Узами человеческими Я влек их, узами любви, и… ласково подкладывал пищу им... Но, звали их, а они уходили прочь от лица их: приносили жертву Ваалам и кадили истуканам” (Ос.

11).

При этом Господь с надеждой возглашает: “И обручу тебя Мне навек и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя в верности, и ты познаешь Господа,…и земля услышит хлеб и вино и елей; и сии услышат Изреель. И посею ее для себя на земле, помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: “ты Мой народ”, а он скажет: “Ты мой Бог!” (Ос. 2).

Взывает Господь к заблудшему народу: “Сейте в себе правду и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду” (Ос. 10). Призывает Господь Бог Свой заблудший народ к молитвенному покаянию: “Возьмите с собой молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: “отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесем жертву уст наших.… Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росой для Израиля, он расцветет как лилия, и пустит корни свои как Ливан. Расширятся ветви его, … возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобилировать хлебом, и расцветут”. И тогда: “Что мне еще за дело до идолов?”– скажет Ефрем, – Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды” (Ос.14).

В завершении Книги Осии вопрошает Господь о том, “кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них” (Ос. 14).

Таким образом, человек сам выбирает свой путь: пойти вслед за Господом Богом и обрести величайшую награду и милость Его или пойти путем человеческой гордыни, своеволия, непослушания, потакания своим страстям, получая воздаяния справедливого гнева и наказания Господня. Действительно, свобода человека велика и безгранична, и в этом состоит ее Богоподобие. Повторяясь, можно сказать, что Господь Бог не нуждается в оправдании, ибо все подчинено глубинной Божественной логике, но в любом случае человек может делать свой выбор: эту логику принимать или отвергать.

Подводя итог, можно выделить главное: существуют различные точки зрения на проблему происхождения зла в мире, среди которых наиболее полной и адекватной является христианская; проблема “теодицеи”, или “Божественной справедливости” – заключается в стремлении рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, насилие, если он создан и управляется Всеблагим, Всеведующим, Всемогущим Богом? Это попытка человеческого разума разрешения антиномии добра и зла. Все западные философские теодицеи исходят или из антропоморфизма или Богоумаления, представляя собой проекцию человеческой логики на логику Божественную. Трансцендентное понимание теодицеи исходит из принятия Божественной логики и справедливости; однако человек, наделенный по своему Богоподобию безграничной свободой, способен делать выбор между добром и злом.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Дисциплинарный подход к изучению личности: Учебно-методическое пособие. 2011

Еще по теме Проблема теодицеи в Ветхом Завете:

  1. Проблема теодицеи в Ветхом Завете
  2. Проблема теодицеи в Ветхом Завете
  3. 3. семейные отношения в ветхом завете
  4. В Ветхом Завете также повествуется о некоем Сияющем Оружии
  5. В Ветхом Завете территория, на которой возник город Иерусалим, называется Ханааном
  6. 3. Проблема основания или происхождения зла (проблема теодицеи)
  7. a. Пределы значимости и разрешимости проблемы теодицеи.
  8. Ветхий Завет
  9. Новый Завет
  10. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  11. Глава 2. Задача толкования Нового Завета
  12. Ветхий Завет все внимание уделяет Ною
  13. ХХ век: проблема человека как проблема эпохи
  14. «Проблема Чечни с самого начала была проблемой национально-государственной воли
  15. 22. Дефіцит бюджету та проблеми його балансування. Державний борг та проблеми його обслуговування.