<<
>>

Типология личности вне религиозной традиции

На каких основания возможна типологизация личности вне религиозной традиции? В основе выделения определенных типов, к примеру, может лежать ведущая тенденция личности, которая формирует поведенческую и ценностную доминанту.

М.В. Захарченко в этой связи предлагает использовать следующую типологизацию.

Героическая личность, которая осуществляет призвание (“зов”) во имя рода, справедливости, правды, как они раскрыты в родовой традиции. “Вечная жизнь” героя заключается в его славе. Многие помнят основной лейтмотив героев советского кинематографа: “он умер, но дело его живет”. Однако часто судьба такого героя трагична, так как герой не достигает цели, т.к. дело обманывает его, а ближайшие соратники предают. В этой связи можно вспомнить классический пример Павки Корчагина, который воплотил в своем образе героические черты, присущие советскому времени.

Историческая личность − является выразителем потребностей целой эпохи. Она индивидуально осуществляет дела, значимые для жизни народов и культур.

В этой связи личность царя, полководца, политика, историка, поэта, ученого будет реализовывать определенную задачу, стоящую перед обществом в определенном временном диапазоне.

Творческая личность выражает образы и символы, значимые для других людей. Если уровень выраженных идей значим для народа и культуры, то творческая личность становится лицом историческим.

Строитель нового мира выражает идеи советской страны и технократической цивилизации. Разность потенциалов, позволяющая хоть недолго, но жить, зависит от того, каков образ этого “нового мира”, как много в нем сохранено от Правды Царствия Божия.

В целом, подчеркивает М.В. Захарченко, чем дальше удаляется идеал от образа Божьего, тем меньше разность потенциалов, тем раньше наступает духовная смерть личности.

Человек, не имеющий идеальности вообще, не имеет и личной жизни ибо “уподобился скотом бессмысленным” и личность в нем мертва. Удаление “идеального вектора” от вертикали Креста (что происходит в результате нарушения заповедей, самооправдание в их нарушении, одержимости в разрушении заповедей) неизбежно вызывает распад личности. В этом случае личности с большой энергией действуют в узком избранном направлении (“пламенные революционеры”, “идейные политики”, “богоборцы”). В психопатологии − это психопатические и акцентуированные личности, которые лишь условно адаптированы к окружающей действительности (нарциссические, маниакально-депрессивные, паранойяльные и др.).

Все остальные сферы жизни у таких людей дезинтегрированы, и тогда часто у них развивается страсть к порокам и извращениям в разных сферах телесной и душевной жизни (пьянство, жестокость, патологическая лживость, психосоматические расстройства). Часто эти люди поддерживают целостность собственной личности с помощью подобных уродливых “костылей”. Про таких людей в быту часто говорят: “дурной человек, но сильная личность” (или наоборот, “сильная личность, но дурной человек”). Такой человек всегда ходит рядом с болезнью, которая “латает дыры” в ветхой идентичности.

***

Таким образом, приведенная типологизация личности вне религиозной традиции показывает многообразие вариантов, за которыми зачастую скрывается онтологическая пустота и попытки ее заполнить с помощью поведенческих и эмоционально-волевых доминант.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме Типология личности вне религиозной традиции:

  1. Типология личности вне религиозной традиции
  2. Онтологические основания личности вне религиозной традиции
  3. Онтологические основания личности вне религиозной традиции
  4. Типологические особенности личности, формирующиеся в разных религиозных традициях
  5. Типологические особенности личности, формирующиеся в разных религиозных традициях
  6. Типологические особенности личности в исламской религиозной традиции
  7. Типологические особенности личности в исламской религиозной традиции
  8. Типологические особенности личности в православной религиозной традиции
  9. Типологические особенности личности в православной религиозной традиции
  10. Типологические особенности личности в иудаистской религиозной традиции
  11. Типологические особенности личности в буддистской религиозной традиции
  12. Типологические особенности личности в иудаистской религиозной традиции
  13. Типологические особенности личности в буддистской религиозной традиции