<<
>>

Влияние религии на личность

В последнее время утверждается мнение, согласно которому попытки проследить прямое влияние религии на личность не дают содержательных результатов. По мнению В.И. Гараджи[526], это связано с тем, что большинство людей не выбирает себе религию сознательно, а усваивает ее в процессе воспитания, впитывая в рамках семейного воспитания.

Если же выбор веры происходит в зрелом возрасте, то он, как правило, обусловлен целым комплексом факторов: социальных, психологических, духовных. Поэтому попытки доказать существование прямых связей между религией и личностью, ее характеристиками не являются плодотворными.

С этой точкой зрения можно согласиться на том основании, что действительно сложно понять влияние конкретной религии на личность, проследить механизмы этого влияния, так как причина и следствие в данном случае достаточно далеко отстоят друг от друга. Тем не менее, немногочисленные работы, указывающие на такую взаимосвязь, существуют.

В частности, В.И. Гараджа ссылается на ранние исследования атеистически настроенных американских психологов и социологов, которые сформировали представление о религиозной личности как догматической, нетерпимой, социально пассивной, склонной к конформизму.

В этом контексте исследователи усматривают влияние религии на личность в том, что “религия прививает верующим систему ценностных ориентаций, которая ставит на первое место пропагандируемые религией иллюзорные, вытекающие из веры в сверхъестественное, ценности… Это означает, что в глазах верующего земная жизнь лишается значения и главной целью своей жизни он считает спасение в загробном мире”[527]. Понятно, что подобная точка зрения является выражением сформированного мировоззрения авторов.

На другом полюсе проблемы исследования влияния религии на личность находятся работы, в которых предпринимаются попытки экспериментально подтвердить, что религия (в частности, христианство) способствует формированию позитивных личностных качеств благодаря своим специфическим функциям.

Например, такая попытка была предпринята в исследовании, проведенном О.А. Бобровской и Н.Г. Осуховой[528]. Исследователи поставили задачу изучения личностных особенностей верующих людей в сравнении с людьми нерелигиозными. В качестве объекта была выбрана такая личностная характеристика, как субъективный образ мира. В точки зрения авторов, это интегративное образование включает в себя прошлый жизненный опыт человека, образы, схемы, представления о мире, о себе, которые постепенно приобретают относительную устойчивость и определяют для человека то, как он смотрит на мир, что воспринимает от него и как затем взаимодействует с ним. Образ мира определяет особенности восприятия человека и регулирует его деятельность и поведение.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности образа мира религиозных людей:

● более высокий уровень развития эмпатии, чувствительности, эмоциональной сферы;

● преобладание позитивного “образа Я”, который приводит к устойчивости этого образа, уверенности в себе, способности адекватно реагировать в неизвестных обстоятельствах. В целом в религиозной группе принятие себя имеет более высокий уровень, чем в нерелигиозной;

● позитивное отношение к другим: развитое доверие, открытость, эмоциональная значимость контактов с окружающими, чувствительность во взаимоотношениях;

● для образа окружающего мира характерна определенность, четкость координат при более высоком, чем в контрольной группе, уровне доверия к миру, который представляется “добрым”, “принимающим”, “теплым” (условно можно говорить о более оптимистичном и гуманистичном образе мира). Преобладающими ценностями в отношениях с миром оказались ценности добра. Верующие обладают и большей гибкостью, способностью к развитию, во взаимоотношениях с миром;

● религиозные люди обладают способностью более полно и осмысленно проживать настоящее.

Авторы работы делают вывод о том, что в целом влияние религии на личность позитивно. Для верующих людей религия выполняет функцию удовлетворения базовых потребностей, дает представление о нравственных ориентирах, является способом самопонимания и самостроительства, формирует определенные личностные характеристики.

Представляют интерес результаты психосемантического исследования верующей и неверующей молодежи, проведенного О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, Т.Г. Свечниковой. Было доказано, что неверующие девушки стремятся к большей социальной и семейной независимости, но при этом большинство из них не забывает об общечеловеческих ценностях; верующие девушки, будучи включенными в светское общество, усваивают транслируемые им ценности эмансипации. Именно поэтому резких различий в данном исследовании отмечено не было. Главные отличия двух выборок состоят в вопросах жесткого следования и исполнения традиций и обычаев православного христианства. Было выявлено, что наибольшие различия у верующих и неверующих девушек отмечаются при сопоставлении образов “индивидуального идеала”, “идеала с точки зрения общества”, “антиидеала”, в то время как различия социально-типажных образов было значительно меньшим. Именно различия в идеалах наиболее различают верующих и неверующих, а не их поведение в социуме.

Хотелось бы привести результаты собственных исследований[529], проведенных среди студенческой молодежи, в рамках которого с помощью корреляционного анализа Спирмена были установлены взаимосвязи между степенью выраженности религиозности (вне приверженности к определенной конфессии) респондентов и:

Индексом нравственности (R=0,344, р≤ 0,01). Чем более религиозно активен респондент, тем в большей степени у него выражены нравственные качества.

Моральной неустойчивостью (R= - 0,288, р≤ 0,01). Чем более религиозно активен респондент, тем в меньшей степени ему присущи признаки моральной неустойчивости.

Альтруизмом (R=0,333, р≤ 0,01). Чем более религиозно активен респондент, тем в большей степени у него выражены альтруистические тенденции личности.

Таким образом, полученные в результате проведенного исследования данные позволяют сделать вывод о наличии взаимосвязи между религиозностью респондента и его нравственными качествами. По всей видимости, в основе подобного механизма влияния лежит возможность интериоризации базовых нравственных паттернов, характерных для духовно-религиозных традиций с последующим их воплощением в соответствующих личностных характеристиках юношей и девушек.

Наши данные согласуются с результатами, изложенными в ряде зарубежных исследований, посвященных вопросу соотношения религии и психического здоровья. В книге под редакцией J. Schumaker “Религия и психическое здоровье”[530] приводятся факты, относительно того, что: внутренне ориентированная религиозность коррелирует с высоким уровнем психического здоровья; синхронность религиозных убеждений с соответствующим им поведением способствует лучшему прогнозу вне- и внутриличностных конфликтов; вера, придавая смысл существованию, уменьшает экзистенциальную тревогу; внутренне ориентированная религиозность коррелирует с позитивной самоценностью и низким уровнем невротической вины. Исследование C. Ellison[531] подтвердило позитивное влияние религии на фактор личностного благополучия: индивидуумы с сильной религиозной верой отмечают высокую степень жизненной удовлетворенности, личного счастья и низкие уровни последствий травматизирующих жизненных событий. В книге “Психология религии: эмпирический подход” B. Spilka[532] с соавторами отмечают, что религиозность в высшей степени положительно коррелирует с неупотреблением наркотиков.

***

Таким образом, приведенные точки зрения на проблему влияния религии на личность показывают, насколько сложным и неоднозначно понимаемым является данный вопрос, требующий многостороннего и глубокого анализа.

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме Влияние религии на личность:

  1. Влияние религии на личность
  2. Для психологии религии личность верующего человека лучше оценивать через те психологические функции, которые несет для него религия.
  3. 2. влияние религии на развитие этических взглядов древних греков
  4. Личность и религия: грани соприкосновения
  5. Личность и религия: грани соприкосновения
  6. Уже ранее нередко говорилось, что психология религии своим центральным предметом исследования рассматривает человека, религиозную личность во всем ее многообразии.
  7. Непреложность и общеобязательность правильно выведенных научных истин для всякой человеческой личности, для всякой философии и для всякой религии.
  8. в) Исследование влияния информационного стрессора на здоровье работающих, зависимости этого влияния от информированности из внутренних сред организма (о собственном физическом состоянии)
  9. г) Исследование влияния информационного стрессора на здоровье работающих и зависимости этого влияния от информированности из внутренних сред организма и из окружающей среды (стаж, опыт работы, как критерий информированности)
  10. § 1. Личность как человек и гражданин. Связь личности с государством и правом
  11. 33 ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ