Воипостазирование как динамическое состояние личности
Воипостазированная природа − это природа “сверхестества”. Ее состояние нестатично благодаря участию в жизни Церкви. Известно, что святитель Василий Великий причащался четыре раза в неделю и по этому поводу говорил: “Я сам причащаюсь четыре раза в неделю: в день Господень (воскресенье), по средам, пятницам и субботам, а также в другие дни, если случается праздник какого-нибудь мученика”[487].
При этом святитель отмечал: “кто участвует в жизни, тот имеет многообразную жизнь”.Диапазон движения воипостазированной природы находится в поле разности потенциалов, определяемых ветхим и новым полюсами личности. Этот зазор создает динамичность личности, которая в любой момент может отклониться в ту или иную сторону. В этой связи можно вспомнить классическую ситуацию разбойника, который покаялся на кресте в считанные минуты до смерти и был принят Иисусом Христом. Или же другой пример: апостол Иуда, несмотря на предыдущий опыт благочестивой жизни, после принятия решения о предательстве Христа, отклоняется к полюсу ветхой природы.
Другими словами, личность есть то, что включает в себя помимо предшествующего жизненного опыта, актуальное духовно-душевное состояние человека. Вектор направленности полюса зависит от свободного выбора личности, которая мистически выбирает для себя способ своего бытия.Как отмечает М.В. Захарченко[488], возвращение в состояние отпадения связано с ношением “кожаных риз греха”, являющихся крестом человека. Динамическое равновесие воипостазированной природы поддерживается за счет удержания вертикали креста, что происходит в молитве, исполнении заповедей, хранении чувств, соборном единстве Церкви. В соборном единстве Церкви исполняется повеление: “носите бремена друг друга”. Через прощение и неосуждение ближнего облегчается бремя несения креста.
“Возьми свой крест и следуй за Мною” − эти Евангельские слова раскрывает святитель Феофан Затворник в небольшой проповеди “Три слова о несении креста”[489], толкуя значение символа и реальности креста. Святитель Феофан говорит об этом так. “Крест Христов низвел на нас дары благодатные и все благословения небесные… каждый из нас становится причастным его спасительной силы не иначе, как через свой собственный крест” и мимо собственного креста никто соединится с крестом Христовым не может... Крест, вовне являющийся теснотой, горестью, уничижением, бесчестием, обращается принявшему его подвижнику широтой, сладостью, величием, славой, так что подвижник готов воскликнуть вместе с апостолом Павлом (Гал. 6:14): “не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира”[490].
***
Таким образом, воипостазирование как динамическое состояние личности существует в разности полюсов ветхой и новой природы; сохранение равновесия сопряжено с вертикалью креста, который позволяет стать сопричастным Кресту Господа Иисуса Христа.
Еще по теме Воипостазирование как динамическое состояние личности:
- Воипостазирование как динамическое состояние личности
- Закон смены преобладания статической (потенциальной) и динамической (актуальной) активности, или закон соотношения силы связей структуры и ее предельного динамического энергосодержания
- Граница телесности как «пространство поверхности»: динамический аспект
- Граница телесности как «пространство поверхности»: динамический аспект
- § 1. Личность как человек и гражданин. Связь личности с государством и правом
- Уровни воипостазирования человеческой природы
- Уровни воипостазирования человеческой природы
- ГИПНОЗ КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ.
- Динамическая система
- Духовная ипостась как системообразующее начало личности
- Духовная ипостась как системообразующее начало личности
- Структура научного знания как проявление ноосферы, им вызванного геологически нового состояния биосферы.
- Целостность как базовое свойство личности
- Целостность как базовое свойство личности
- Целостность как базовое свойство личности