<<
>>

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в написании книги обусловлена несколькими моментами. В первую очередь, полисемантичностью в интерпретациях категории “личность” в гуманитарной парадигме, под которой мы понимаем систему методов и способов осмысления, свойственных гуманитарным наукам (в нашем контексте богословия, философии, психологии).

Известно, что на сегодня существует более ста определений личности, отличающихся широким диапазоном, а подчас и полярностью мнений. А, во-вторых, фрагментарностью знаний, отсутствием единого представления о личности, что обусловливает необходимость и значимость ее целостного анализа.

В настоящее время существует значительное количество работ, посвященных категории “личность”. Однако в большинстве из них личность рассматривается в рамках определенного дискурса. Отличительной особенностью предложенного в монографии подхода является возможность совмещения богословской, философской и психологической точек зрения на проблему личности в единый контекст. С одной стороны, подобная интеграция создает сложность в восприятии изучаемой проблемы, а с другой – значительно расширяет диапазон в ее понимании, т.к.

позволяет ответить на вопрос, каким образом личность понимается и в богословском, и в философском, и в психологическом ключе. При этом автор последовательно останавливается на точках конгруэнтности и инконгруэнтности в указанных контекстах, что позволяет более широко посмотреть на проблему личности.

В целом, подход, использованный при написании монографии, лежит в контексте сопряжения светской и духовной точек зрения – “горизонтали” и “вертикали”. Это сопряжение может взаимно обогатить дисциплины, которые изучают категорию “личность”, и сделать возможным междисциплинарный диалог, который, по всей видимости, еще только начинается. Как в этой связи отметил основатель института психологии Г.И.

Челпанов: “Конечные ключи от психологии лежат в философии…. Для того, чтобы выйти во внешний мир, надо отомкнуть психологию другим ключом – философским или богословским... Тогда вещи становятся немного другими”. В этой связи автор предпринял попытку подобной интеграции знаний о личности в едином гуманитарном ключе.

Хотелось бы выразить благодарность в первую очередь Митрополиту Самарскому и Сызранскому Сергию за неустанное внимание к проблеме личности и ее духовного возрождения, а также тем людям, которые своими замечаниями и советами помогли в написании этой книги: доктору педагогических наук, действительному члену РАЕН Е.В. Шестуну, доктору психологических наук член-корреспонденту РАО В.И. Панову, заслуженному деятелю науки, доктору психологических наук, профессору Г.В. Акопову, доктору философских наук, заведующему кафедрой теологии СамГУПС, протоиерею Димитрию Лескину, доктору философских наук, профессору М.В. Захарченко, кандидату психологических наук, доценту И.А. Подоровской.

К.пс.н. Е.А. Морозова

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Монография Е.А. Морозовой “Личность в гуманитарной парадигме” посвящена актуальной и недостаточно разработанной проблеме “личность”, которая и сегодня остается непостижимой рациональным путем тайной. Известно, что изолированный философский или психологический взгляд на проблему личности заключается в том, что, исследователи, придерживавшиеся того или иного подхода, в своих рассуждениях основываются на обычном, повседневном опыте, который не открывает нам ни подлинного личного многообразия, ни подлинного единства природы. В случае богословского осмысления проблемы мы говорим о потенциальном бытии личности как о возможности и одновременно задании, суть которого выразили в своих творениях священномученик Ириней Лионский и святитель Афанасий Александрийский, святитель Григорий Богослов и святитель Григорий Нисский: “Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом”. Другими словами, подлинное понимание личности становится возможным только исходя из признания ее онтологической сопричастности бытию Бога.

В тайне Пресвятой Троицы православные богословы пытались раскрыть и тайну человеческой личности. Троическое богословие принесло абсолютное утверждение личности как свободы по отношению к природе. Мы видим при этом, что тайна личности заключена не в свойствах индивидуальной природы, а в способности, по словам С.Л. Франка, “возвышаться над собой, быть по ту сторону самой себя – по ту сторону всякого фактического своего состояния и даже своей фактической общей природы”. Иначе говоря, личность является показателем человека как особенного творения Божия. Личность – это перерастание человеческой природы, это то, что позволяет выйти за пределы “ветхого” наследия. В этом положении заключается принципиальное отличие богословского от философского и психологического подходов в понимании личности, что и подчеркивает в своей работе Е.А. Морозова.

Большое внимание в монографии автор уделяет аспектам духовного роста и развития личности, которые сегодня часто понимаются как развитие психофизических функций человека. Однако опыт православия показывает, что духовную жизнь в человеке нельзя пробудить, сохранить и взрастить через развитие его интеллекта, воли или чувства, хотя она и опосредуется развитием душевной периферии. Пробуждение духовной жизни, одухотворение души происходит в определенных условиях под воздействием благодати Божией. Духовное становление – это всегда личностный путь к Богу, который редко у кого бывает прямым, и по которому идут далеко не все люди. Развитие личности происходит только в процессе духовного становления. Мы можем говорить о том, что духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни. И только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении высшего “Я”, в очищении и открытии образа Божия в человеке. Таким образом, включение в исследовательское поле личности духовной составляющей значительно расширяет возможности ее понимания и позволяет хотя бы по касательной прикоснуться к этой непостижимой тайне.

Хотелось бы отметить еще один интересный и важный аспект, который рассматривает автор в своей книге – это проблема личности в религиозной традиции. Какие личностные детерминанты в большей степени опосредованы религиозной традицией; какие особенности имеет личность в конкретной религиозной традиции; что такое оккультная личность – эти и другие вопросы затрагивает в монографии “Личность в гуманитарной парадигме” Е.А. Морозова. И хотя на них нет однозначного ответа, попытка их анализа позволяет значительно расширить диапазон представлений о личности.

В заключении хотелось подчеркнуть, что принцип целостности, использованный автором в своей книге, имеет двойное воплощение. С одной стороны, это рассмотрение личности в трех конфигурациях (богословской, философской и психологической), что позволяет очертить внешние границы изучения категории личность, а с другой – это анализ принципов, формирующих внутренние контуры и целостность личности: интегративности, системообразования, воипостазирования. Совмещение этих двух аспектов при анализе личности позволяет получить ее объемное видение и сформировать методологические подходы к пониманию этой сложной проблемы.

Действительный член РАЕН,

доктор педагогических наук,

профессор, заведующий

межвузовской кафедрой

православной педагогики и психологии

Самарской Православной Духовной семинарии Е.В. Шестун

***

Монография Е.А. Морозовой “Личность в гуманитарной парадигме” представляет собой соединение духовной (теологической) и светской (философской и психологической) точек зрения на проблему личности в единый контекст. Актуальность затронутой проблемы автором обусловлена существующим запросом в гуманитарных науках на целостные работы, интегрирующие в себе различные дискурсы. Исследование Е.А. Морозовой представляет собой попытку подобного осмысления.

Структурно монография Е.А. Морозовой состоит из введения, десяти глав, заключения и библиографии. Обращает на себя внимание широта охвата граней личности, рассматриваемых в данной работе.

Так, глава, посвященная исследованию личности как интегративной целостности, вызывает несомненный интерес оригинальностью предлагаемого автором подхода. Широко известный в психологии принцип холизма (целостности) в интерпретации автора получает более глубокое наполнение благодаря анализу принципов, позволяющих личности обрести и поддержать свою целостность. Это принцип диалектического единства, энергийности, динамики, родовой (всеобщей обусловленности), экзистенциального выбора.

В главах, посвященных анализу понимания духовного возрастания личности в гуманитарных науках, автор сопоставляет духовную и психологическую точки зрения на онтологические уровни личности, личностный рост и развитие. При этом Е.А. Морозова акцентирует внимание на том, что в психологическом понимании взгляд на конечный итог возрастания личности во многом зависит от мировоззрения представителей конкретной школы и направления и, соответственно, имеет множество интерпретаций. С позиции христианской антропологии духовный рост личности имеет свою логику как путь постижения Бога, в процессе которого личность освобождается от страстей и приобретает черты святости.

В своей монографии Е.А. Морозова сопоставляет и такие понятия, как “личность” и “индивидуальность”, “личность” и “природа”, осуществляя их сравнительный анализ в психологическом и духовном контекстах. Несомненно, подобное соотнесение подходов позволяет значительно расширить спектр восприятия различных характеристик личности.

В заключении хотелось бы отметить, что работа Е.А. Морозовой, явилась результатом интеграции светского и духовного компонентов в понимании личности, что, без сомнения, расширило грани ее возможной интерпретации и обогатило междисциплинарный диалог, столь актуальный сегодня, о чем свидетельствует обращение многих современных психологов к философской и религиозной проблематике.

Член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор,

заведующий лабораторией экопсихологии

развития Психологического института РАО В.И. Панов

<< | >>
Источник: Морозова Е.А.. Личность: целостный взгляд (2-е издание). 0000

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. 8.5. Парентеральное введение антикоагулянтов
  3. § 2. Срок и основания введения наблюдения
  4. Последствия введения евро.
  5. Введение .................................................................... 7
  6. § 2. Порядок и основания введения финансового оздоровления
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. ВВЕДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА.
  9. Порядок перехода к внешнему управлению и его введению
  10. ВВЕДЕНИЕ 3
  11. Введение
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. Как написать введение?
  14. ВВЕДЕНИЕ
  15. Введение
  16. Введение
  17. Введение
  18. введение