<<
>>

10.1. Понятие сущности

"Сущность есть понятие как положенное понятие; в сфере сущности определения суть лишь относительные, но еще не рефлектированные в себя самое; поэтому понятие здесь не есть еще для себя.

Сущность как бытие, опосредствующее себя собой через свою же отрицательность, есть отношение с самой собой, лишь будучи отношением с другим; это другое, однако, есть не как непосредственно сущее, а как положенное и опосредствованное. Бытие не исчезло в сущности, но, с одной стороны, сущность как простое отношение с самой собой есть бытие, а с другой - бытие в его одностороннем определении есть непосредственное, низведено лишь к отрицательному, к видимости. Сущность тем самым есть бытие как видимость в себе самой" (264).

В понятии сущности можно выделить следующую моменты. 1. Сущность есть положенное понятие. Бытие и сущность в философии Гегеля суть различные определения или проявления понятия. Если бытие - неразвернутое понятие в-себе, то в сущности понятие более развернуто, оно уже положено.

Положенность по Гегелю означает зависимость, производность от другого, в данном случае - от понятия. 2. Все определения сущности относительны, не имеют смысла вне соотношения друг с другом, как не имеют смысла в отдельности понятия положительного и отрицательного. 3. Бытие непосредственно, в сущности все опосредствовано. 4. Эта относительность определений является рефлексией определений друг в друга. Рефлексия - это существование в другом, удвоенное су­ществование, отражение в другом. Так, положительное отражено, рефлектировано в отрицательном, ибо отрицательное может мыслиться только как противоположность положительного и, следовательно, определенным способом содержит в себе положительное. Рефлексия имеет взаимный характер: положительное несет в себе "свое другое" - отрицательное, отрицательное несет в себе положительное.
5. Бытие как непосредственное не исчезло в сущности как опосредствованном, оно лишь сведено к отрицательному, к видимости. Сущность есть бытие как видимость в себе самой, рефлексия в себе самой.

Сущность - истина бытия; погруженное в само себя бытие, нечто пребывающее под непрестанными переходами качественных состояний в количественные и обратно.

Главное открытие, заложенное в учении о сущности, - открытие рефлексии, глубокой взаимосвязи определений бытия, их отражения в другом, удвоенного существования. По сути дела это есть открытие глубинных связей вещей объективного мира и, соответственно, их отражений в понятиях, которые (связи) Гегель представил как чисто духовные, мыслительные связи. На уровне бытия в логике Гегеля все резко определенно: бытие есть бытие, ничто есть ничто. Они переходят друг в друга, но истина этих переходов скрыта в сущности. Истина бытия заключается в том, что бытие содержит в себе небытие, а небытие - бытие, т.е. они выступают как противоположности, имеющие двойное существование - в-себе и в-другом. Рефлексия означает наличие противоречий во всем.

Логика Гегеля, таким образом, делает огромный шаг вперед по сравнению с философией Канта. В основе последней лежит скрытое представление о том, что вещь-в-себе и вещь-для-нас, ноумен и феномен, сущность и явление абсолютно независимы, разделены непроходимой пропастью, абсолютной гранью. Эта парадигма является источником агностицизма Канта, его концепции интеллекта, способного порождать только химеры, не имеющие никакого отношения к реальному миру вещей, к реальной жизни. Та же парадигма лежит и в основе трактовки Кантом конечного и бесконечного: эти понятия абсолютно разграничены и непроницаемы друг для друга.

Гениальное открытие Гегеля заключается в обнаружении глубинной внутренней связи вещей, их взаимопроникновения, взаимной рефлексии друг в друге, внутреннего противоречия и переходов противоположностей друг в друга. Взаимная рефлексия как внутреннее противоречие является источником движения и развития, глубинной жизненности и многообразия мира.

Хотя по сложившейся традиции открытиями, получающими общественное признание, считаются только выдающиеся достижения естественных наук, например, гелиоцентрическая система Коперника, законы Ньютона, теория Дарвина и т.д., открытие рефлексии - важнейшей стороны и механизма как вещей, так и отображающего их интеллекта, бесспорно может быть названо великим научным открытием, своего рода коперниканским переворотом в интеллекте. Открытия в области философии в исторический период, справедливо названный "предысторией человечества", когда достижения наивысших уровней интеллекта еще не приобрели значения высших ценностей, к сожалению, еще не получают такого общественного признания, как достижения в частных областях человеческого знания. Можно предположить, что они станут таковыми в XXI столетии, судьбы которого, по нашему убеждению, будут глубоко зависеть от решения философских проблем человеческого существования.

В развитии сущности встречаются те же определения, что и в развитии бытия, но в рефлектированной форме. Вместо бытия и ничто выступают теперь положительное и отрицательное.

Сущность есть следующее за бытием определение абсолюта. Учение о сущности представляет собой труднейшую часть логики Гегеля, поскольку сущность выступает здесь как целая система понятий, построение которой вызвало у философа немалые трудности.

Тремя важнейшими последовательными определениями сущности выступают: А. Сущность как основание существования; В. Явление; С. Действительность.

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 10.1. Понятие сущности:

  1. 10.1. Понятие сущности
  2. Тема 3. Понятие и сущность государства
  3. § 1. Понятие сущности права
  4. § 1. Понятие сущности государства
  5. Тема 9. Понятие и сущность права
  6. Тема 3. Понятие, сущность и типы государства.
  7. 9.1. Понятие и сущность права
  8. Бытие, Сущность, Понятие как таковое.
  9. § 1. Понятие и сущность правовой системы
  10. Понятие и сущность законности
  11. § 1. Понятие и сущность государства
  12. Понятие, признаки и сущность права
  13. Понятие и сущность гражданства
  14. Понятие и сущность корпоративного управления