<<
>>

11.1.2. Суждение

Суждение есть понятие в его особенности. Традиционная в формальной логике схема суждения: S есть (не есть) P, где S - субъект, P -предикат. В традиционной логике, справедливо утверждает Гегель, субъект и предикат мыслятся как самостоятельные крайности, а само суждение означает, что к понятию-субъекту присоединяется понятие-предикат, выражающее некий признак предмета суждения.

Гегель впервые в истории логики предпринял во многом плодотворную попытку представить субъект и предикат в развитии, в их внутренней взаимосвязи и взаимозависимостях.

Абстрактная формула суждения, или "абстрактное суждение", по Гегелю, выражается в предложении "Единичное есть всеобщее". Дальнейшее развертывание "абстрактного суждения" дается суждениями "Особенное есть всеобщее" и "Единичное есть всеобщее". Гегель обнажил таким образом внутренний диалектический смысл суждения, образованный понятиями единичного, особенного, всеобщего. "В суждении мы поэтому впервые видим истинную особенность понятия...

"(351). Понятие - истинная предпосылка суждения и выступает в суждении в форме различия.

Раскрывая суть своей концепции мира, Гегель утверждает, что суждение - это не только операция в человеческой мысли, прежде всего оно есть сама вещь: "все вещи суть суждения" (352). Объективный мир, мир вещей в своей глубинной сущности есть мир мышления, а каждая вещь представляет собой суждение. Каждая вещь единична, но в то же время несет в себе всеобщее: вещь есть индивидуализированное, оединиченное всеобщее. Этот глубинный смысл вещи и составлен суждением "Единичное есть всеобщее".

Точкой зрения суждения является конечность, а конечность вещей состоит в том, что они суть некоторое суждение.

Субъект суждения есть некоторое единичное, а предикат -всеобщее.

В процессе суждения их содержание, отмечает Гегель, не остается прежним, субъект и предикат получают и другое значение: предикат - значение особенного и единичного, субъект - особенного и всеобщего. "... В двух сторонах суждения при сохранении ими одних и тех же названий субъекта и предиката имеет место перемена их значения" (354). "Таким образом, субъект и предикат есть все значение целиком" (365).

Гегель, в противоположность традиционной формальной логике, глубоко поставил и пытался решить вопрос о познавательной ценности суждений, диалектическом движении мысли в суждениях, о высших и низших ступенях суждений. Это выражено в его классификации суждений в соответствии со ступенями развития логической идеи: бытием, сущностью и понятием. Гегель различал суждения 1) наличного бытия, или качества ("роза красна"), 2) рефлективное суждение ("этот предмет полезен, опасен" и т.д.), 3) суждение необходимости ("золото есть металл", "роза есть растение") , 4) суждение понятия ("этот предмет прекрасный, добрый, правильный" и т.д.). В суждении понятия всеобщее выражено в его полной определенности.

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 11.1.2. Суждение:

  1. §175. Суждения наличного бытия являются суждениями качества.
  2. 25. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИИ. МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ
  3. 23. ВИДЫ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ
  4. 24. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ, ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ
  5. Тема 3. Суждение
  6. 11.1.2. Суждение
  7. Суждения
  8. 8б. Место суждений
  9. 1.4. УЧЕНИЕ О СУЖДЕНИИ
  10. 26. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С СУЖДЕНИЯМИ
  11. Определите, верны ли следующие суждения: