<<
>>

13.2. Субъективный дух

Субъективный дух у Гегеля - это по существу человеческий индивид, которого Гегель превращает целиком в духовное существо, "субъективный дух". Субъективный дух проходит три ступени, которые составляют предмет антропологии, феноменологии духа и психологии.

При разработке этих разделов Гегель использует огромнейший материал современной ему науки: географии, антропологии, этнографии, психологии и др. Учение о субъективном духе представляет несомненный интерес как попытка систематизации весьма значительного материала наук о человеке. Эта систематизация проводится Гегелем на основе изложенных ранее идей науки логики и является поэтому испытанием Гегелевой концепции интеллекта.

13.2.1. Антропология

В антропологии дух рассматривается как непосредственный, дух в себе, или природный дух. душа.

Душа проходит три ступени своего развития: а. Природная душа; в. Чувствующая душа; с. Действительная душа. Сущность процесса развития души Гегель усматривает в творении тела душой, овладении телом, подчинении тела душе. Гегель рассматривает весьма широкий круг вопросов: понятие души, связь души и тела, связь души с общей планетарной жизнью, климатическими условиями и т.д. Вслед за анализом природных условий и предпосылок существования индивидов Гегель вводит понятия расы, наций, пытается установить особенности национального характера греков, итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев. Характеризуя индивидуальные психологические качества людей, Гегель рассуждает о природных задатках, возрастных и половых различиях, темпераменте и характере, таланте и гениальности, психических болезнях, привычках и т.д.

Размышляя о развитии сознания, Гегель высказывает весьма интересные догадки о роли человеческой руки. Последняя, по Гегелю, является "орудием орудий", "абсолютным орудием" (210), "способна служить выражением бесконечного множества проявлений воли" (213).

13.2.2. Феноменология

В "действительной душе" душа окончательно овладевает телом и поэтому дух выступает теперь для себя, опосредствованно, т.е. как сознание. В "Феноменологии" предметом анализа становится сознание, которое проходит ступени чувственного сознания, самосознания, или "я", и разума, как единства сознания и самосознания.

В развернутом виде развитие форм сознания Гегель рассмотрел в более ранней работе "Феноменология духа" (1807).

На этой ступени развития субъективный дух познает внешний предметный мир (чувствующее сознание), осознает себя как "я" (самосознание), достигает ступени разума, когда сознание выступает как осознание тождества различных "я", как "всеобщее самосознание". В последнем по сути дела у философа проскальзывает мысль об общественном, коллективном характере разума.

На ступени самосознания Гегель различает самосознание раба и господина, рабства и господства. На ступени разума возникает осознание равенства различных человеческих "я". В характеристику разума Гегель вводит, таким образом, важный гуманистический принцип равенства людей.

13.2.3. Психология

В психологии дух есть себя в себе определяющий дух, или субъект для себя.

Дух - третья и высшая ступень развития души. Деятельность души заключалась в творении тела и овладении им. Деятельность сознания состояла в знании. Дух оказывается синтезом души и сознания, их истиной. Его деятельность представляет собой творческий процесс познания.

Раздел психологии заключает в себе три части: теоретический дух, практический дух, свободный дух. В свою очередь каждый из этих разделов делится на три части, которые также могут делиться на свои структурные триады. В философии духа Гегель дает наиболее глубокое членение текста по принципу триад.

13.2.3.1. Теоретический дух

Теоретический дух, или интеллект ("интеллигенция"), как творческий процесс познания, начинается с простейшего и неразвитого познания, "смутного брожения духа в себе" - созерцания.

Используя данные психологии, Гегель довольно детально рассматривает особенности чувственного созерцания, а затем более высоких форм познания. В следующей ступени теоретического духа - представлении - созерцаемый предмет выделяется из его внешних условий, пространства и времени. Объект воспринимается теперь в форме образа, который может воспроизводиться (память). Первая ступень представления есть воспоминание, вторая - воображение, как непроизвольное, так и произвольное. Следующей ступенью представления становится фантазия.

Наивысшей ступенью теоретического духа служит мышление, связанное с деятельностью не пустого, а содержательного, "наполненного своими продуктами интеллекта". Деятельность мышления состоит из трех моментов: абстрагирования, суждения и умозаключения, оперирования понятиями. Понятие представляет собой "понимание в собственном смысле слова" (310)

В трактовке созерцания, представления и мышления Гегель в целом правильно выразил общую логику развития ступеней человеческого познания.

13.2.3.2. Практический дух

Практический дух, по Гегелю, это воля. Момент воли был включен Гегелем уже в понятие чистого бытия. Теоретический дух, как познающее мышление, в плане его внутренней направленности и целеустремленности выступает как воля, "мышление само себя определяет к воле", при этом мышление выступает субстанцией воли. "... Без мышления не может быть никакой воли, и самый необразованный человек также настолько является волевым, насколько он мыслит, - наоборот, животное, именно потому, что оно не мыслит, не может иметь никакой воли "(311).

Дух обладает волей как "наполненное для-себя-бытие, или единичность" (311). Благодаря воле, или в качестве воли, дух вступает в сферу действительного. При этом в качестве знания дух основывается на всеобщности понятия. Поскольку дух, мышление и содержащаяся в нем воля сама порождает свое содержание, воля свободна.

Гегель создает весьма интересную концепцию воли. Воля -определенность мышления, она связана с индивидуальностью, единичностью духа, которая несет в себе всеобщее, а не является некой пустой единичностью. Благодаря воле дух, мышление становится действительным. Воля, таким образом, не есть нечто иррациональное, какой она была, например, у Шопенгауэра. Без учета воли, как практического момента, нельзя понять действительности мышления. Нетрудно заметить ряд рациональных моментов Гегелевой концепции духа, мышления и воли.

Практический дух проходит три ступени: практическое чувство, влечение и произвол, счастье.

В практическом чувстве дух выступает в форме единичности: он наполнен частными, индивидуальными интересами. потребностями. На этом уровне возникают чувства приятного и неприятного, связанные с отношением должного и существующего. С соотношением приятного и неприятного Гегель связывает проблему зла в мире, проистекающего из несоответствия между бытием и долженствованием.

Влечение и произвол - вторая ступень развития практического духа - выступают как практический дух в его особенности, благодаря чему он по-прежнему еще не свободен. Влечение имеет дело с различными склонностями и поэтому предполагает произвол выбора. Произвол внешне выступает как свобода, однако он не является истинной свободой. Лишь на ступени счастья возникает всеобщее удовлетворение влечения.

Идея практики - одно из важнейших достижений философии Гегеля, нового типа интеллекта. Гегель еще в довольно смутной и интуитивной форме осознает неудовлетворительность "чисто теоретического" подхода к объяснению познания, развития мысли. Новый интеллект явно обнаруживает тягу к практической, внетеоретической точке зрения. Однако Гегель еще лишь частично осознает феномен практики, сводя его преимущественно к воле. Практика остается у Гегеля духовным феноменом, одним из определений мышления.

13.2.3.3. Свободный дух

Единство теоретического и практического духа есть свободный дух, т.е. свободная воля, которая "сама для себя существует в качестве свободной воли" (323).

Воля - непосредственная единичность, которая поднята до степени всеобщности, до самой свободы.

Свободный дух знает себя как свободный и поэтому стремится осуществить свою свободу, т.е. сделать ее объективной. Свободный дух становится таким образом объективным духом.

<< | >>
Источник: Орлов В.В.. История человеческого интеллекта. 1998

Еще по теме 13.2. Субъективный дух:

  1. 13.2. Субъективный дух
  2. 5. СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ: РАСКРЫТИЕ И ВОПЛОЩЕНИЕ
  3. Центральный элемент гражданского правоотношения - его содержание, т.е. связанные между собой субъективное право и субъективная обязанность участников.
  4. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО. СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО ПРАВА
  5. О субъективной вероятности, субъективной "невозможности" и экстремальности измерения среды.
  6. 13.4. Абсолютный дух
  7. 13.4. Абсолютный дух
  8. Дух
  9. 18.5. Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности
  10. 3. «Дух» и «душа»
  11. 2. Дух и душа
  12. 13.3. Объективный дух
  13. 13.3. Объективный дух
  14. Аспекты души: дух, ум и воля
  15. 2. Дух как осмысляющее основание
  16. «Дух права»
  17. ЗЛОИ ДУХ