<<
>>

Глава 8. Интеллект

Между высшим и низшим началами человека находится рассуждающая личность – интеллект, который решает, что и как делать человеку. Именно он колеблется между выбором высшего или низшего.

Роль интеллекта чрезвычайно велика в истории человеческой цивилизации. Интеллект необходим везде, где требуются кропотливое исчисление, исследование, наблюдение, логическое рассуждение и мышление. Весь техниче-ский прогресс основывается на интеллекте.

Существует более 80 определений интеллекта. Он происходит от латинского «интеллектус» (познание, понимание, рассудок). В широком смысле – это совокупность всех познавательных способностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией. И память, и мышление, и восприятие – все это характеристики отдельных сторон интеллекта. Понятие «интеллект» предполагает единство всех познавательных способностей.

Интеллект определяется способностью человека решать те или иные проблемы или задачи.

Для успешной умственной деятельности необходимо:

* обладать необходимым уровнем интеллектуальных способностей, умением ставить вопросы и выявлять проблемы, умением формулировать их, планировать последовательность решения задач;

* уметь мобилизовать знания, способы деятельности, делать выводы из изучаемых фактов;

* иметь сильную мотивацию или желание решать проблему.

У человека рост сознания заключается в росте интеллекта и в сопутствующем ему росте высших эмоций: эстетической, религиозной, моральной, – которые по мере своего роста все более и более интеллектуализируются, причем одновременно с этим проникаются эмоциональностью, перестают быть холодными. Таким образом, «духовность» есть слияние интеллекта с высшими эмоциями. Интеллект одухотворяется от эмоций; эмоции одухотворяются от интеллекта.

Функции интеллекта не ограничены, но человеческий интеллект еще слаб.

Организованными формами интеллектуального познания являются: наука, основанная на наблюдении, исчислении и опыте, и философия, основанная на умо-зрительном методе рассуждений и умозаключений.

Интеллект, эрудиция никогда не являлись главными факторами приближения к Источнику Истины. Часто интеллект развивается за счет огрубления сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравновешенность между интеллектом и сердцем будет, как в кривом зеркале, отражать Великую Истину. Люди претворяют каждое великое начинание именно в своем кривом зеркале.

В интересах опыта и с целью схватывания воспринятого интеллект разбивает переживание, которое является в действительности непрерывным потоком, непрекращающимся процессом изменения и реакции без каких-либо составляющих, на чисто условные «моменты», «периоды» или психические «состояния». Он отщипывает из потока реальности те кусочки, которые значимы для человеческой жизни, которые «интересуют» его, привлекают его внимание. Из них он создает механический мир, в котором и пребывает и который кажется ему вполне реальным до тех пор, пока не будет подвергнут критическому анализу. Интеллект, говорит Бергсон в метком и уже ставшем знаменитом сравнении, работает подобно кинематографу: он делает моментальные снимки разнообразных объектов, пребывающих в непрестанном движении, и посредством этих последовательных статических репрезентаций, ни одна из которых не является реальной, ибо Жизнь, являющаяся объектом фотографии, никогда не пребывала в покое, он воссоздает картину жизни, движения. Эта картина, или, вернее, быстро сменяющиеся представления Высшей Гармонии, в котором утрачены бесчисленные моменты, весьма далека от реальной.

Интеллект на физическом плане получил свое развитие в течение четвертой коренной расы нашего четвертого круга, когда было достигнуто полное погружение в материю. Но импульс к развитию его был принесен великими Духами, Сынами и Дочерьми Мудрости, пришедшими с высших планет и воплотившимися в конце третьей расы.

Конечно, Они были теми божественными династиями Царей и духовных Учителей, описаниями которых полны древнейшие мифы и легенды. Именно, благодаря своему воплощению и своему прямому потомству Они передали человечеству более утонченный организм, отвечавший на высшие вибрации, также соприкасание с Их высокими аурами зажигало огни и в окружавших Их.

Развитие интеллекта полезно до тех пор, пока он прислушивается к голосу сердца – высшего начала. Но в большинстве случаев интеллект считает себя высшим началом, и вся западная цивилизация базируется на этом: интеллект стал божеством, хотя интеллект может постигнуть лишь физиче-ской план и достаточно грубые явления тонкого тела. Явления, исходящие из Высших миров, иного плана, он попросту не может понять, объяснить, а потому объявляет просто несуществующими! В результате человек прерывает связь со своим Высшим Началом и со всем Космосом и не получает высшие духовные дары. Все эти явления он называет галлюцинацией, расстройством нервов, наконец, шизофренией. Вследствие разрыва связи с Высшим в человеке начинают развиваться наихудшие свойства: эгоизм, самость, стремление к разъединению, нетерпимость к чужому мнению. Интеллект сознает только себя одного, а все остальное мыслит как внешнее и чуждое для себя. Именно в интеллекте заключается корень разъединения. Преобладание рассудочности в ущерб духовности и привело мир к нынешнему состоянию. От направления, взятого интеллектом, зависит судьба человека. Если интеллект направлен в сторону Высшего Начала, то человек может добиться высоких, общественно значимых и эволюционных результатов. Но неуправляемый, недисциплинированный ум представляет подлинную опасность для самого человека и для мира в целом, так как ум производит самую тонкую и самую мощную энергию Космоса – мысль.

Следствием высочайшего умственного процесса в мозгу, занятого научными вопросами, будет образование утонченного вида космической энергии, который в действии космическом способен производить неограниченные следствия, тогда как автоматически действующий мозг содержит и накапливает в себе лишь известное количество грубой силы, бесплодной для блага этого индивидуума, или всечеловечества. Человеческий мозг – это непрестанный преобразователь низшей грубой энергии в космическую силу тончайшего качества; и совершенный человек становится центром, излучающим потенциальные формы, которые порождают все новые и новые взаимосвязи на протяжении последующих эонов. В этом и ключ в таинственной способности воплощать и материлизовывать в видимом мире те формы, которые его воображение строит в мире невидимом из инертной космической материи.

<< | >>
Источник: Горчаков Г.С.. Наука мышления. 2005

Еще по теме Глава 8. Интеллект:

  1. Глава 11 Экспериментальное исследование Совладающего Интеллекта
  2. Глава I. Интеллект и биологическая адаптация.
  3. Глава I. Интеллект и биологическая адаптация.
  4. Глава III. Интеллект и восприятие.
  5. Глава III. Интеллект и восприятие.
  6. Глава 16 Психологический тренинг развития Совладающего Интеллекта
  7. Глава 18 Тренинг «Совладающий Интеллект™»
  8. Глава 15 Совладающий Интеллект в клинической, консультативной и терапевтической практике
  9. ГЛАВА 2. Первобытный интеллект
  10. ГЛАВА 3. Античный интеллект
  11. ГЛАВА 2. Первобытный интеллект
  12. ГЛАВА 3. Античный интеллект
  13. Глава IV. Навык и сенсомоторный интеллект.
  14. Глава IV. Навык и сенсомоторный интеллект.
  15. Глава 17 Совладающий Интеллект в психологическом консультировании
  16. ГЛАВА 1. Природа и предыстория человеческого интеллекта