<<
>>

2.2.2. Техника (искусство) эмпатии

Эмпатия – «способность проникать в психику другого человека и принимать его чувства в расчет»[51]. В обыденном общении является основным способом понимания эмоциональных состояний и переживаний собеседников.

В общем более развита у женщин, чем у мужчин, и проявляется в чуткости к эффекту своего психологического воздействия. Развитая способность эмпатии проявляет себя в склонности, способности сопереживать или сочувствовать другому человеку.

Недостатком эмпатии как способа понимания людей является отсутствие личного, осознанного отношения к акту познания. Поэтому в конфликтном общении или контакте со скрываемыми целями и интересами эмпатия должна сопровождаться рефлексивным контролем результата оценки (мнения о свойствах личности и намерениях собеседника). Развитие искусства эмпатии обеспечивается тренировками и упражнениями[52]. Однако главный резерв совершенствования искусства эмпатии – это повышение духовной культуры личности. В.А. Сухомлинский отмечал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир»[53].

В случае контакта лиц, владеющих искусством эмпатии, взаимное согласие облегчается только в случае близости интересов. Если же интересы противоположны, то эмпатия стимулирует развитие чувства угрозы и приписывание партнеру конфликтных намерений.

Использование техники эмпатии в профессиональном общении продуктивно, но ограничивается свойственным ей непосредственным, чувственным способом понимания собеседника. Партнер, способный к самоподаче, может использовать качества своей внешности (обаяние, непринужденность) для маскировки действительных целей. Тем не менее ценность практически мгновенной оценки качеств и поступков людей в эмпатии объясняет распространенность этого способа понимания в обыденном общении.

При использовании эмпатии как внешней, поведенческой техники она служит средством ускорения взаимопонимания, взаимоприятия собеседниками друг друга. В этом назначении эмпатия – искусство слушать собеседника, проявлять, а не просто испытывать интерес к нему.

Умение заставить собеседника говорить о себе определяется не столько техникой общения, сколько богатством вашего внутреннего мира, представлением другого о вас, что требует учета его потребностей, высказывания значимости для вас беседы, сообщаемой информации, самого собеседника как личности.

«Слушать собеседника – дело сложное, требующее напряжения, так как мы должны сконцентрировать свое внимание на том, что говорит собеседник, хотя голова у вас, как правило, занята множеством проблем...»[54].

Умение слушать – одна из предпосылок доверительного общения. При формировании первого впечатления положительно сказываются признаки внимания и интереса к людям, уверенность в себе, эстетическая привлекательность. В ситуации знакомства отрицательно воспринимаются эмоциональная напряженность, многословие, поспешность реакции на высказывания собеседника.

Оперативному работнику важно отработать такой стиль речевого общения, поведения, при котором он будет восприниматься как добрый, умный, готовый помочь человек[55]. Абсолютное большинство будущих оперативных работников как первый результат психотехнических упражнений с использованием видеозаписи отмечают, что, увидев себя на экране, впервые обнаружили неловкие жесты, признаки непривлекательности и другие легко устранимые недостатки коммуникативного поведения. Бывает полезно задать себе вопросы: «Умеешь ли ты приветливо улыбаться, с уважением выслушивать собеседника? Не проявляешь ли видимых реакций на то, что не нравится в манерах поведения, одежде собеседника?» Важно уяснить для себя, что значит проявлять интерес к собеседнику как личности.

Нельзя забывать, что при оценке вашего отношения к людям граждане, даже не имеющие какой-либо специальной подготовки, ошибаются гораздо меньше, чем в оценке вашей профессиональной компетентности или волевых качеств[56].

<< | >>
Источник: В. А. Носков. ПСИХОТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. 1997

Еще по теме 2.2.2. Техника (искусство) эмпатии:

  1. § 31. Техника как объект философской рефлексии. Эволюция понятия техники. Человек и техносфера
  2. Глава 15. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМПАТИИ
  3. Глава 15. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМПАТИИ
  4. Эмпатия как механизм восприятия.
  5. Эмпатия как механизм восприятия.
  6. Глава 16. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ ЭМПАТИИ СУБЪЕКТОВ ЗАТРУДНЕННОГО И НЕЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
  7. Глава 16. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК И ПАРАМЕТРОВ ЭМПАТИИ СУБЪЕКТОВ ЗАТРУДНЕННОГО И НЕЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
  8. Эмпатия как основа реликтового мировосприятия
  9. Глава 13. ЭМПАТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ВОЗНИКНОВЕНИИ СИТУАЦИЙ ЗАТРУДНЕННОГО И НЕЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
  10. Глава 13. ЭМПАТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ВОЗНИКНОВЕНИИ СИТУАЦИЙ ЗАТРУДНЕННОГО И НЕЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
  11. Глава 14. ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ СУБЪЕКТОВ ЗАТРУДНЕННОГО И НЕЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ
  12. Глава 14. ОСОБЕННОСТИ ЭМПАТИИ СУБЪЕКТОВ ЗАТРУДНЕННОГО И НЕЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ