<<
>>

Привлечение внимания.

Психологические исследования по­казывают, что внимание может привлекаться внешними и внут­ренними факторами. Внешние—это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутрен­ние—это те, которые определяются актуальностью, значимо­стью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

Первым из наиболее эффективных приемов привлечения вни­мания является тот, который условно называется приемом «ней­тральной фразы». Суть его при всем многообразии конкретных применений сводится к тому, что в начале выступления произ­носится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-то причинам имеющая значение, смысл, ценность для всех присутствующих и поэтому «собирающая их внимание».

Выдающийся русский юрист и прекрасный ора­тор А. Ф. Кони писал об этом приеме: «Внимание всех вообще (ребенка, невесты, интеллигента и даже ученого) возбужда­ется просто интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал или испытывал каждый. Значит, пер­вые слова лектора должны зацепить внимание. Этих зацеп­ляющих крючков — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность». В приведенной цитате в основном перечислены «нейтральные фразы», опираю­щиеся на использование «внутренних» факторов—интересов, установок и т. п.: «Начало должно быть в соответствии с ауди­торией»,—настаивает А. Ф. Кони [87, с. 215]. Однако суще­ствует огромное количество примеров, когда удачная «нейт­ральная фраза» опирается и на внешние факторы—на новизну, неожиданность, интенсивность начала. Это могут быть слова, сказанные намеренно громко или «чужим» голосом, могут быть

и действия, привлекающие внимание своей экстравагантностью. ;Например, лектор входит в аудиторию, в которой цсе заняты обсуждением посторонней проблемы, и видит, что никто его не замечает. Он без слов ставит свой большой портфель на кафедру и в поисках чего-то влезает в него, что называется, «с головой», и «роется» там до тех пор, пока аудитория, крайне заинтересованная тем, что же он там ищет, не затихает. Затем он, наконец, прекращает «поиски», торжественно достает из портфеля маленькую бумажку и начинает «по ней» говорить:

внимание аудитории собрано. Может быть, кому-то это пока­жется слишком громоздким и искусственным способом, однако такая «нейтральная фраза» действительно хорошо собирает внимание — гораздо эффективнее, чем постукивание каранда-jinoM по графину с водой или даже кулаком по столу (хотя и то, и другое—тоже нейтральные фразы). Даже широко при­меняемое начало «здравствуйте, товарищи», сказанное энергич­но и напористо, — то же «нейтральная фраза», действующая за счет использования интенсивности стимула в привлечении внимания. .

Вторым приемом привлечения и концентрации внимания. является так называемый прием «завлечения». Суть его за­ключается в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например, очень тихо, очень непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушаю­щему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий «завлекает» слушающего «в свои сети». В этом приеме говорящий кггк бы провоцирует:

слушающего самого применить способы концентрации внима­ния и потом их использует.

Вот что пишет по поводу этого приема выдающийся советский театральный режиссер и актер С. М. Михоэлс: «Издавна существует в актерской практике речевой прием, который я бы назвал приемом „вокальной спи­рали". Пользуясь этим приемом, актер начинает монолог сов­сем тихо и, постепенно усиливая голос, идет на своеобразное вокальное крещендо» Г70, с. НО]. В данном случае при «за­влечении» используются внешние факторы — интенсивность

'(громкость) голоса.

Выдающийся историк и прекрасный лектор Е. В. Тарле ис­пользовал тот же прием, но с опорой на внутренние субъек­тивные факторы: «Он начинал, слегка раскачиваясь на кафед­ре, неторопливо, иногда запинаясь, останавливаясь, повторяя отдельные слова, и те, кто впервые слушал его, испытывали некоторое разочарование. Не было округлости, красивости фраз... Какой-то бесконечной лентой разворачивались длинные фразы, в которых одно придаточное следовало за другим» Г87, с. 286]. В данном случае лектора трудно понять не по­тому, что он говорит тихо или сложно, а потому, что он гово-

рит неожиданно неинтересно, не ярко, и удивленные слушатели, пытаясь удовлетворить все-таки свои ожидания, концентрируют внимание, чтобы услышать то, что они ждали.

Еще одним важным приемом «сбора» внимания является установление зрительного контакта между говорящим и слу­шающим. Вот как, например, описывает кинорежиссер М. И. Ромм начало выступления В. И. Ленина перед солдатами Смольного в 1920 г. на митинге в одном из полков. '«Он по­дошел к самому краю сцены. Зал затих. Ленин посмотрел на зал очень внимательно. Прошел вдоль края подмостков и, ка­залось, пристально посмотрел каждому в глаза. Потом подмиг­нул нам тем глазом, которого не видел оратор, но видели мы» Гсм. по: 84, с. 55]. Ясно, что начало выступления Ленина было не в словах, а именно в установлении зрительного контакта с аудиторией, которое как раз и «собрало» внимание всех на оратора. Очень многие пользуются этим приемом, зная его силу, они «обводят аудиторию взглядом», смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории и кивают им и т. д. Установление зрительного контакта — прием, широко используемый в любом общении, — не только в массовом, но ив личном, интимном, деловом и т. д. Пристально глядя на человека, мы привлекаем его вни­мание, постоянно «уходя» от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться, любой разговор начинается со взаим­ного зрительного контакта.

Однако зрительный контакт используется не только при привлечении внимания, но и, как мы увидим в дальнейшем, для его поддержания уже в самом процессе общения.

Поддержание внимания. Вторая задача по управлению вни­манием — поддержание его, во время всего общения. Умение поддерживать внимание, по сути, связано с осознанием тех же, факторов, которые использовались при привлечении внимания, но на этот раз—это борьба с тем, чтобы внимание другого отвлекалось какими-то «чужими», не от нас исходящими стиму­лами.

Внимание слушающего может быть отвлечено любым посто­ронним по отношению к данному взаимодействию стимулом — громким стуком двери, визгом тормозов проезжающей за окном машины, интересным разговором соседей, сменой освещения (лампочка погасла или тучка закрыла солнце), ярким плакатом на стене, собственными размышлениями не по теме и т. д. Пер­вая группа приемов поддержания внимания в сущности сво­дится к тому, чтобы по возможности исключить все посторон­ние воздействия, максимально «изолироваться» от них. Поэто­му эту группу можно назвать приемами «изоляции».

Когда мы хотим спокойно поговорить с кем-то, мы отводим его в сторону '(от возможных отвлекающих воздействий), уединяемся (чем меньше людей вокруг, тем больше мы можем уделить внима-

ния друг другу). Перед началом лекции обычно закрывают двери и окна, чтобы убрать посторонний шум, и если это не удается, то всегда сказывается на эффективности воздействия. Всем известно, как тяжело и мало эффективно общение «под телевизор» или среди всеобщего (например застольного) разго­вора. Поэтому все конкретные способы «изоляции» в целом по­вышают эффективность общения.

Если, с точки зрения говорящего, максимум, что он может сделать—это изолировать общение от внешних факторов, то для слушающего актуально и умение изолироваться от внут­ренних факторов. Чаще всего помехи выражаются в том, что собеседник вместо того, чтобы внимательно слушать говорящего, занят подготовкой собственной реплики, обдумыванием аргу­ментов, додумыванием предыдущей мысли собеседника или же просто ожиданием конца его речи, чтобы вступить самому. В любом из этих случаев результат один — внимание слушаю­щего отвлекается на себя, «внутрь», он что-то пропускает, и эф­фективность общения падает. Поэтому приемом «изоляции» для слушающего являются навыки собственного слушания, умения не отвлекаться на свои мысли и не терять информацию.

Еще одна группа приемов поддержания внимания—это при­емы «навязывания ритма». Внимание человека постоянно ко­леблется, как бы мерцает, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно не­отвратимо будет ускользать, переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому отвлечению монотонное, одно­образное изложение. Когда наш собеседник говорит монотонно, без выражения, «как пономарь», то даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается удержать его, тем сильнее клонит в сон. Преодоле­ние такого рода препятствий заключено в попытке говорящего «взять в свои руки» колебания внимания слушающего. Именно здесь ,и применяются приемы «навязывания ритма». Постоян­ное изменение характеристик голоса и речи наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительнее, «с нажимом», то скороговоркой, нейтрально, говорящий как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внима­ния, не дает ему возможности расслабиться на монотонном отрезке и что-то пропустить.

Следующая группа приемов—так называемые «приемы ак­центировки». Они применяются в тех случаях, когда надо особо обратить внимание партнера на определенные, важные, с точки зрения говорящего, моменты в сообщении, ситуации и т. п. «Приемы акцентировки» условно можно разделить на прямые и косвенные. Прямая акцентировка достигается за счет упот­ребления различных служебных фраз, смысл которых и состав­ляет привлечение внимания таких, например, как «прошу об-

—..^ ui метить, что...», «необходимо под­черкнуть, что...» и т. д. и т. п. Косвенная акцентировка дости­гается за счет того, что места, к которым нужно привлечь вни­мание, выделяются из общего «строя» общения за счет конт­раста—они «организуются» таким образом, чтобы контрасти­ровать с окружающим фоном и поэтому «автоматически» при­влекать внимание.

Управление вниманием в общении—важная задача не толь­ко для говорящего, но и для слушающего. Если эффективность воздействия на него существенна, если он хочет услышать и уви­деть именно то, что говорит и делает говорящий, а не что-то другое, он должен уметь управлять своим вниманием. Этому служат разнообразные приемы так называемого «активного' слушания», которое будет описано дальше.

<< | >>
Источник: Крижанская Ю. С., Третьяков В. П.. Грамматика общения. 1990

Еще по теме Привлечение внимания.:

  1. Привлечение внимания.
  2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
  3. Внимание
  4. СИСТЕМА ВНИМАНИЯ В МОЗГЕ ЧЕЛОВЕКА
  5. Упражнения на внимание
  6. Упражнения на внимание.
  7. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ.
  8. О внутреннем внимании и сердечном тепле
  9. ВНИМАНИЕ: НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ!
  10. Отработка управления вниманием. Состояние успешной работы
  11. Ветхий Завет все внимание уделяет Ною
  12. Организация управления привлеченными ресурсами
  13. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности
  14. Законодательной технике у нас уделяется еще мало внимания
  15. Часть 4 В центре внимания — стресс на рабочем месте
  16. Обратим внимание на плохую «вспоминаемость» снови­дений.
  17. Производство по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах
  18. Анализ привлечения иностранных инвестиций.