<<
>>

Тема. Коллективное бессознательное. Явление неосознаваемой религиозности.

Вопросы для обсуждения.

1.Понятие коллективное бессознательное.

2.Понятие тотемизма. Психологическая сущность тотемизма.

3.Понятие нагуализма. Психологическая сущность нагуализма.

4.Понятие фетишизма и его психологическая сущность.

5.Понятие анимизма. Психологическая сущность данного явления.

6.Понятие и виды первобытной магии. Психологические аспекты первобытной магии.

7.Понятие социальных культов и их психологическая характеристика.

8.Характеристика шаманизма и его психологическая сущность.

Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).- С.43-90.

Дополнительная литература

1. Алексеева, С.В.

Кулиева, Р.Р. Кроссворд / С.В.Алексеева, Р.Р.Кулиева –Елец, 2007.

2.Психология религиозности и местицизма. Хрестоматия, М., 2001.С.56-77.

3.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С.528-534.

Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.

Первый вопрос.

При ответе на первый вопрос, студенты должны дать определение коллективному бессознательному. Раскрыть пласты коллективного бессознательного – тотемический, анимистический, фетишистский, первобытно-магический, мифологический. Сделать акцент на регрессии отдельного человека, малой группы или массы до уровня одного из этих этапов с характерными изменениями мышления, поведения и видения мира. Раскрыть особенности формирования регрессивных субкультур.

Второй вопрос.

Во втором вопросе студентам необходимо дать понятие тотемизма. Раскрыть его психологическую сущность.

Третий вопрос.

При ответе на третий вопрос необходимо раскрыть особенности нагуализма как «индивидуального тотемизма». Раскрыть механизм отождествления человека с каким-либо животным, указать на эмоциональное отношение к этому животному.

Четвертый вопрос.

В четвертом вопросе необходимо дать определение фетишизму. Отметить, что существование фетишизма обусловлено свойством психики человека опредмечивать переживания, то есть переносить на внешний объект комплекс эмоциональных состояний.

Пятый вопрос.

В пятом вопросе студенты должны дать определение анимизму. Раскрыть три уровня развития анимизма. Указать на основные представления анимизма. Раскрыть основные особенности погребального культа, отношение к болезням, их предотвращению и лечению. Обозначить различные позиции материалистов и религиозных деятелей в вопросе существования духов. Раскрыть психологическую трактовку религиозных представлений К.Г.Юнга. Дать определение понятию «автономный бессознательный комплекс» (АБК). Раскрыть особенности ритуалов анимизма: ритуал задабривания духа, похоронные ритуалы.

Шестой вопрос.

При ответе на шестой вопрос студентам необходимо дать определение магии. Раскрыть сущность гомеопатического и симпатического законов. Указать на особенности позитивных и негативных магических ритуалов. Описать различия теории первобытного мышления Л.Леви-Брюлля от компенсационной теории З.Фрейда.

Седьмой вопрос.

При ответе на седьмой вопрос дать определение социальному культу. Отметить, что основной фигурой является образ правителя, которому приписываются не только светское влияние, но и способность управлять силами природы.

Восьмой вопрос.

В восьмом вопросе студентам необходимо дать определение шаманизму. Указать на роль шамана как посредника взаимоотношения мира людей и мира духовного.

Тезаурус.

Коллективное бессознательное – иерархия мифов, как в массовом сознании, так и в бессознательном отдельного человека.

Пласты коллективного бессознательного – тотемический, анимистический, фетишистский, первобытно-магический, мифологический.

Тотемизм – отождествление себя или группы людей с каким-либо животным, реже с растением или предметом, именуемым тотемом.

Нагуализм – «индивидуальный тотемизм». Представление о взаимосвязи человека с определенным животным, который является его индивидуальным тотемом - покровителем. Отождествление человека с каким-либо животным или повышенно-эмоциональное отношение к этому животному.

Фетишизм – система представлений, основанная на признании за некоторыми предметами (фетишами) способности влиять на жизнь человека.

Анимизм – первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидной жизненной силы, а иногда личностных черт.

Магия – представление о сущности тонкой взаимосвязи между всеми явлениями окружающего мира.

Шаманизм – религиозная форма, в которой ключевой фигурой является шаман – посредник взаимоотношения мира людей и мира духовного.

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]

Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.

№1.Упражнение.

Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: переживания, комплекс, мышление, отреагирование.

Существование фетишизма обусловлено свойством психики человека опредмечивать … , то есть переносить на внешний объект … эмоциональных состояний.

Регрессия отдельного человека, малой группы или массы до уровня одного из этих этапов с характерными изменениями …, поведения и видения мира. Формирование регрессивных субкультур - возможность … отдельного человека на определенные символы, в соответствии с архаичными сценариями поведения, массовые психозы.

№2.Упражнение.

Какие пласты коллективного бессознательного, кроме перечисленных, вы знаете.

Тотемический, фетишистский, первобытно-магический, мифологический.

№3. Задание.

Какое из понятий – фетишизм, анимизм - соответствуют следующим определениям.

Система представлений, основанная на признании за некоторыми предметами (фетишами) способности влиять на жизнь человека.

Первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидной жизненной силы, а иногда личностных черт.

№4. Тестовый материал к занятию №4.

Выберите правильный вариант ответа.

1.Основная фигура в социальных культах –

а) образ правителя, которому приписываются не только светское влияние, но и способность управлять силами природы,

б)священослужитель,

в) монах,

г) церковь,

д) секта.

.

2.Ритуалы анимизма –

а) ритуалы задабривания духа,

б) похоронные ритуалы.

3. Автор теории первобытного мышления -

а)Л.Леви-Брюлль, б) З.Фрейд; в) К.-Г.Юнг, г) Э.Фромм.

4. Автор компенсационной теории -

а) З.Фрейд. б) В.Джеймс; в) К.-Г.Юнг, г) Э.Фромм.

№6. Кроссворд [1].

Сформулируйте вопросы, ответами на которые являются слова кроссворда.

Н
Д У Ш А Д
Г У Г
Т А Б У Х О
О А Н И М И З М
Ф Т Л Е
Е Е И Н А Р К О Т И К И
Т О Т Е М З П
И И М Ш А М А Н
Ш З К Т
И М С И М П А Т И К А
З Т К
В Е Щ И З М А А
Р
С
И
С

<< | >>
Источник: Н.Н. Пачина. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ. 2007

Еще по теме Тема. Коллективное бессознательное. Явление неосознаваемой религиозности.:

  1. Коллективное бессознательное и Точка Предназначения
  2. Тени и коллективное бессознательное
  3. Прежде всего мы должны определить и анализировать вкратце могущественный, всего чаще бессознательный, всегда немного загадочный фактор, которым мы объясняем общественные явления, – подражание.
  4. Тема. Структура и особенности современной религиозной жизни. Классификация современных религиозных систем.
  5. Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения Комментарий к статье 5.29
  6. Тема 7. ФОНДЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
  7. Тема 15. Тактика пред'явлення для упізнання
  8. Тема. Элементы религиозной системы и их характеристика с точки зрения психологии.
  9. Тема 4. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  10. Тема. Социальные тенденции в современной религиозной жизни.
  11. Тема 4. РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
  12. Тема. Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа.