<<
>>

Тема. Социальные тенденции в современной религиозной жизни.

Вопросы для обсуждения.

1.Понятие миссии. Религиозные типы миссий.

2.Семейная группа.

3.Группы по интересам.

4.Полувоенные организации.

5.Объединения религиозных общин в целях осуществления совместной деятельности.

6.Мультилевелные структуры.

7.Причины появления новых форм религиозных организаций.

Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.80-91

2.Духовно-нравственные ценности и проблема смысла жизни в основных конфессиях и культах: Учеб.пособие для вузов.- 2-е изд., испр. И доп../ Автор-составитель Н.Я.Безбородова.- Липецк:ЛГПУ, 2005.-70с.-С.45-59.

3.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, Ника-Центр, 2002.Глава 7. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

Дополнительная литература

1.Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания (реформирования мышления) // Жур. практ психолога – 1996. - № 3. – С. 76-82.

2.Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Жур. практ психолога 1996. - № 5. – С. 87-93.

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).-С.348-373.

Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.

Первый вопрос.

В ответе на первый вопрос студентам необходимо дать определение миссии. Остановиться на религиозных типах миссий: семейная группа, группы по интересам, полувоенные организации, объединения религиозных общин в целях осуществления совместной деятельности, мультилевелные структуры.

Второй вопрос.

Во втором вопросе студентам необходимо дать определение семейной группе, рассмотреть ее организацию и деятельность.

Третий вопрос.

В третьем вопросе студенты должны раскрыть понятие группы по интересам. Рассмотреть ее структуру, продолжительность и цели существования, значимость подобного рода организаций.

Отметить, что Белое братство начиналось как группа по интересам.

Четвертый вопрос.

В четвертом вопросе необходимо раскрыть психологическую сущность существования полувоенных организаций (рыцарские ордена, секта асасинов и т.д.). Раскрыть современные особенности полувоенной организации. Отметить, что высшей структурой Саентологической церкви является Морская организация, члены которой носят форму, имеют звания и т.д.

Пятый вопрос.

В пятом вопросе студентам необходимо дать определение ассоциации. Рассмотреть особенности образования ассоциаций.

Шестой вопрос.

В шестом вопросе необходимо рассмотреть сущность мультилевелных структур. Рассказать о дополнительных признаках, позволяющих идентифицировать подобные системы как религиозные культы.

Седьмой вопрос.

В ответе на седьмой вопрос студентам необходимо раскрыть основные причины появления новых форм религиозных организаций.

Тезаурус.

Миссия - ограниченная, относительно постоянная группа людей, находящаяся на содержании центральной организации, собирающая вокруг себя «переменный состав» (рядовые члены общины не имеют прямой связи с центральной формой религиозной организации).

Эффект индуцированной харизматичности - искусственном повышении харизматической притягательности лидера миссии путем использования специальных методов контроля сознания.

Религиозные типы миссий: семейная группа, группы по интересам, полувоенные организации, объединения религиозных общин в целях осуществления совместной деятельности, мультилевелные структуры.

Семейная группа (ячейка) - структурное подразделение церквей (в основном харизматических), не имеющее собственного юридического статуса, осуществляют виды религиозной деятельности, не требующие большого количества участников (до 10-15).

Группа по интересам представляет собой объединение небольшого количества членов, не имеющая социальной структуры и харизматического лидера.

Ассоциации - объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности.

Мультилевелные структуры зародившись первоначально, как коммерческие организации, приобретают религиозные элементы (присутствие религиозного образа - фетишизированного «продукта», ритуалов (презентации, поздравления), символов (статусные атрибуты) и собственная внутренняя мифология).

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, Ника-Центр, 2002.Глава 7. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]

Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.

№1.Упражнение.

Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: людей, организации, состав

Миссия - ограниченная, относительно постоянная группа…, находящаяся на содержании центральной …, собирающая вокруг себя «переменный …» .

№2.Упражнение.

Раскройте значимость подобного рода организаций.

Группа по интересам представляет собой объединение небольшого количества членов, не имеющая социальной структуры и харизматического лидера. Такие религиозные организации существуют недолго, превращаясь в харизматическую группу или распадаясь. Члены подобных групп не осознают свою систему как религиозную, несмотря на то, что она обладает всеми признаками религии, что порождает ряд правовых вопросов. Значительное количество подобных групп не зарегистрированы или зарегистрированы в качестве общественных организаций.

№3. Задание.

Соотнесите понятия – миссия, семейная группа, ассоциации - с определениями.

Ограниченная, относительно постоянная группа людей, находящаяся на содержании центральной организации, собирающая вокруг себя «переменный состав».

Структурное подразделение церквей (в основном харизматических), не имеющее собственного юридического статуса, осуществляют виды религиозной деятельности, не требующие большого количества участников (до 10-15).

Объединение нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности.

№4. Вопросы для исследовательской работы.

1.Раскройте основные причины появления новых форм религиозных организаций.

2.Укажите признаки, позволяющие идентифицировать подобные системы как религиозные культы.

№5. Тестовый материал к занятию №19.

Выберите правильный вариант ответа.

1.Миссия –

а) ограниченная, относительно постоянная группа людей, находящаяся на содержании центральной организации, собирающая вокруг себя «переменный состав,

б)искусственное повышение харизматической притягательности лидера.

2. Эффект индуцированной харизматичности –

а) искусственное повышение харизматической притягательности лидера миссии путем использования специальных методов контроля сознания,

б) структурное подразделение церквей .

3. Религиозные типы миссий –

а)семейная группа,

б)группы по интересам,

в)полувоенные организации,

г)объединения религиозных общин в целях осуществления совместной деятельности,

д) мультилевелные структуры.

4. Семейная группа –

а) структурное подразделение церквей (в основном харизматических), не имеющее собственного юридического статуса, осуществляют виды религиозной деятельности, не требующие большого количества участников (до 10-15),

б) объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности.

5.Полувоенные организации -

а) представляет собой некую игру, содержащую игрушки: форму, знамена, атрибутику; игровые формы поведения, такие как игра «начальник-подчиненный», «парад» и т.д.,

б) объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности.

6. Ассоциации –

а) представляет собой некую игру, содержащую игрушки: форму, знамена, атрибутику; игровые формы поведения, такие как игра «начальник-подчиненный», «парад» и т.д.,

б) объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности.

7.Мультилевелные структуры -

а) коммерческие организации,

б) объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности.

8.Основные причины появления новых форм религиозных организаций -

а) религиозная деятельность перестала носить сверхважный характер в жизни человека, она стала дополнением к основным видам деятельности, что вынуждает религиозные системы к более гибким формам организации деятельности,

б) развитие социальной психологии сделало возможным появление «религиозного маркетинга», т.е. использование манипулятивных методов с целью повышения эффективности прозелитистской деятельности религиозных общин,

в) смешение сакрального и коммерческого в деятельности как организаций так и конкретных проповедников, которое индуцируется доминированием экономических ценностей в общественной жизни, а также правовым регулированием деятельности религиозных общин со стороны государства.

<< | >>
Источник: Н.Н. Пачина. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ. 2007

Еще по теме Тема. Социальные тенденции в современной религиозной жизни.:

  1. Тема. Структура и особенности современной религиозной жизни. Классификация современных религиозных систем.
  2. 2.2. Современные российские тенденции социального развития
  3. 2. Современные тенденции социально-экономического развития
  4. Современные тенденции социально-экономического развития
  5. Современные тенденции социально-экономического развития.
  6. Тема. Проявление архаических форм религиозности в современной культуре.
  7. Тема 14. Современная мировая экономика: сущность, структура, основные тенденции развития.
  8. Тема 12. Социальные институты и их роль в жизни общества
  9. Раздел III СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВЕ. НРАВСТВЕННО-АДЕКВАТНОЕ ПРАВО КАК СИНТЕЗ ПОЗИТИВНЫХ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПРАВА Тема 13 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
  10. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).
  11. Тема 9. Этнокультурные и религиозные традиции как фактор международных отношений в АТР Н.В. Петрова[305] 1. Цивилизационные особенности Китая и США в контексте международных отношений в АТР. 2. Трансграничное гуманитарное сотрудничество России и Китая: основные тенденции.
  12. Новые формы религиозной жизни
  13. 1.1. Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека