<<
>>

Гетерогенные смысловые структуры жизненного мира.

Экстремальная ситуация ставит проблему смысла в горизонте связывания различающихся миров существования человека. При этом различающиеся миры отличаются своим ценностно-смысловым устройством (L-смыслы и D-смыслы) и социокультурной спецификой.

Повседневность развёртывается в горизонте L-смыслов (при условии взятия D-смыслов в скобки, применяя термин Гуссерля). Феноменологическая редукция D-смыслов означает взятие объективности — реальности «D-смыслового» мира в скобки, т.е. отклонение, или эпохе, «D-смыслов». Человек отстраняется, дистанцируется от неповседневного горизонта повседневности. Смысл даже в данной установке открывается в переходе — за пределами мотивосообраз-ных соотнесений в сфере нереспондентных, фактических смыслов, которые неинтегрируемы в одном (однообразном) смысловом поле. Смысловая структура личности, а также смысловая констелляция модусов жизненного мира дифференцируется (различАется) на многообразие разнородных смысловых единиц существования, требующих, тем не менее, единения, связывания в существе бытийной работы сингулярного человека, осуществляющего своё единственное бытие.

Признание существования сингулярного человека в жизненном мире с гетерогенной, неиерархизируемой, неассимилируемой смысловой структурой является одним из важных положений, которые мы здесь отстаиваем. От «желудочной психологии» ассимиляции смыслов, значений, опыта, распространившейся в области травматологии, мы переходим к психологии смысловой транзитности существования — взаимоперехода гетерогенных, несистемных смыслов. Трансгрессия смысловой системы, иерархии, абстрактных универсалий в осуществлении фактических смыслов бытия в мировремени — насущная бытийная задача в повседневном и неповседневном существовании.

Работа единения разнородных, взаимонесовместимых, взаимопротиворечивых, несистематизируемых смысловых конструкций и жизненных миров может столкнуться со смысловым конфликтом, проявляющимся в смысловом кризисе.

Неиерархизируемость, неинтегрируемость смысловой структуры личности в переходе повседневности и неповседневности является идеей, не согласующейся с концепцией Франкла, не признающего, по сути, возможность смыслового конфликта (Франкл В., 1990). В то же время неиерархизируемость смысловой системы не означает смысловую диссоциацию, нашедшую свою разработку у Жане (Janet, 1886). Мы основываемся на идее темпоральной трансформации личности и многообразия миров существования личности, множественности идентичности, субъекта (Магомед-Эминов М.Ш., 1986, 1998).

Возникновение гетерогенных смысловых структур жизненного мира не является характерным только для катастрофической экстремальности, но распространяется и на ситуацию жизни современного человека, который также нередко существует в гетерогенных жизненных мирах, в культурном многообразии. В каждой сфере мира, или в каждом жизненном мире, человек может отчулсдаться как актуальное Я от другого Я. Разные Я, связанные с разными мирами, должны, однако, взаимопереходить, различаясь как «Я в одном окружении» и «Я в другом окружении», чтобы предохранить свое существование от фрагментации. У современного человека в результате формируется дивергентная смысловая структура и структура параллельных миров. Сосуществование во взаимонеассимили-руемых мирах, культурах осуществляется посредством работы личности, которая обеспечивает механизм поляризации ближнего и дальнего.

Существование в гетерогенных культурах требует осуществления культурной работы личности, возрождающей трансформации (Магомед-Эминов М.Ш., 1998). Самоидентичность тогда не является вариацией социокультурной матрицы, паттерна обобщений. Самоидентичность — это трансформирующая самоидентичность, связывающая в собственной бытийно-темпоральной работе многообразие собственных существований, миров, культур. Признание многообразия трансформирующихся культур требует признания свя-зующе-различАющей работы личности, трансформирующейся самости, самоидентичности (Магомед-Эминов М.Ш., 1998).

Самость необходимо раскрыть в бытийно-темпоральном горизонте «бытия-между», между Я и Другим, в единстве индивидуации и приоб щения (Магомед-Эминов М.Ш., 1986). В этой сфере индивидуальность (Асмолов А.Г., 1990) и личность, с точки зрения вклада в бытие Другого (Петровский В.Д., 1997), взаимопереходят.

Существует и такая ситуация, когда человек в работе отчуждения разрывает связь с определённым миром и, соответственно, с самим собой в этом мире. В той мере, в какой сингулярный человек приобщает в своей работе личности к своему свершающемуся, непрерывному бытию личности (в мире и времени) следы собственного и несобственного бытия, или в своей работе личности отчуждает от собственного бытия возвратно, рекурсивно следы бытия, в той мере человеческое существование характеризуется полнотой или становится отрывочным, дезинтегрированным, фраг-ментированным. Личность как сингулярное единство многообразия существований мультипликативна в работе личности в существовании в мире.

В этом плане продуктивной является трактовка Василюком невозможности как бессмысленности, которая требует производства смысла. Утрата смысла, действительно, как это отмечал В. Франкл, обнажает феномен воли к смыслу, потребность в смысле. Эту идею мы развиваем в контексте смыслообразования в смыслоутратной ситуации (Magomed-Eminov М., 1997; Магомед-Эминов М.Ш., 1998). Термин «смыслоутрата» мы стали определять именно как ситуацию не отсутствия, а присутствия отсутствия, заключающего в себе двойственность. В этой ситуации существования, т.е. присутствия в жизненном мире, человек направлен на смыслообразование (производство, творение и т.д.).

Возвращаясь к невозможности как бессмысленности, вновь отметим заключённую в невозможности возможность, а в отсутствии — присутствие.

<< | >>
Источник: Магомед-Эминов М. Ш.. феномен экстремальности. 2008

Еще по теме Гетерогенные смысловые структуры жизненного мира.:

  1. Глава 2. Проблема онаучивания социального жизненного мира*
  2. Бурное развитие экономического прогресса ведет к стремительным изменениям вещного мира и сферы жизненных отношений личнос- ти.
  3. 1.3. ЕСТЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРА (КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МИРА)
  4. Естественная "система" категориальных определений мира (категориальная структура мира)
  5. Смысловая концепция травмы.
  6. Динамика и структура населения мира
  7. Динамика и структура населения мира.
  8. Социальная структура обществ Древнего мира.
  9. 4.2. ВСЕОБЩАЯ СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МИРА:
  10. 13. ПРИНЦИП НЕИСЧЕРПАЕМОЙ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ГЕТЕРОГЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  11. Смысловая концепция травмы и стресса.
  12. Полифоничность и гетерогенность «марксизмов» привела, прежде всего, на Западе к поиску аутентичного Маркса.
  13. Смысловая (содержательная) подготовка к деловому разговору
  14. Стратегии движения к единому смысловому пространству
  15. 7.1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ МИРА И ПРЕДМЕТОВ МИРА
  16. Формирование мотивационно-смыслового комплекса для осознания потребности в естественном развитии
  17. Глава 4. факторы деформации Профессиональной самореализации сотрудников милиции общественной безоПасности: ценностно-смысловые барьеры и внутриличностные конфликты