<<
>>

Как остановить болтуна?

«Мы поехали смотреть вечерний Рим. Но мне не повезло: моя попутчица взахлеб рассказывала про свою личную жизнь. Из-за ее громкого голоса мне не было слышно, что говорил экскурсовод.

Внутренне я переживала, но было неудобно оста­навливать свою болтливую соседку. Я вспоминаю эту поездку по вечернему Риму с сожалением и го­речью...»

Из рассказа клиентки на консультации

Каждому из нас знакомо чувство внутреннего раздражения пополам с усилием себя сдерживать («Только бы не сорваться и не обидеть!»), если приходится общаться с болтливым человеком. Да

149

и общением это назвать трудно. Общение - это взаимодействие: что-то говорит Ваш партнер, что-то говорите Вы. А здесь непрерывный монолог только Вашего попутчика. Он сам задает вопросы, сам на них отвечает, сам выбирает тему для раз­говора и сам же ее меняет. Возможно, самое не­приятное здесь заключается в том, что в таком «взаимодействии» Вас как будто нет и с его сто­роны даже не предполагается Ваше участие. Об­ходятся и без Вас, Вам остается только молчать, кивать, тянуть многозначительное «Да...», а внутри - раздражаться и ждать, когда только все это кончится! Скорее бы!

На самом деле, остановить болтливого челове­ка и в то же время не обидеть его - совсем про­сто.

Главное, выполнять такие правила:

Правило первое. Внутренне решиться позабо­титься о самом себе: своем спокойствии, желании провести эти минуты по своему усмотрению (например, посмотреть вечерний Рим - когда еще удастся побывать в этом великолепном городе?) или сменить тему разговора в том направлении, которое интересно Вам самому.

Такое внутреннее решение - залог того, что Вы сможете прервать болтуна без раздражения, спокойным и не обидным для него тоном. Если Вы сможете сделать это действительно спокойно, он примет Ваши действия как само собой разу­меющееся и не обидится.

Если же Вы покажете свое раздражение, он почувствует протест и Ваши отношения могут ухудшиться, хотя Вы в этом не виноваты, а виноват главным образом он сам.

Правило второе. Именно не брать вину на себя!-Вы имеете полное право на равных участво-

150

вать в общении. Вы имеете право говорить, зада­вать вопросы, высказывать своё мнение, а не только выступать в качестве слушателя. Вы не виноваты в том, что имеете нормальные, обычные человеческие потребности и желания!

Правило третье. Не винить своего партнера-болтуна. Вы имеете в общении свои права, он то­же имеет свои права. Если он говорит слишком много, Вы дали ему возможность «захватить коммуникативное пространство», были излишне пассивны и не смогли вовремя прервать его моно­лог. Возможно также, что он активно стремится общаться именно с Вами и по-своему пытается быть для Вас интересным. Внутренне Вас успоко­ит и то соображение, что болтливый человек - это человек открытый и часто не способный нанести «удар в спину».

Вы согласны с этими аргументами в пользу того, что внутренне раздражаться и тайно нена­видеть болтуна - не имеет смысла?

А теперь - правило четвертое. Чтобы оста­новить не в меру болтливого человека, проговори­те следующее:

- Все, что он говорит - безусловно, интересно и важно;

- Но (увы!) именно сейчас (в данный момент, в эту минуту) вам необходимо... (посмотреть ве­черний Рим, подумать, расслабиться, отвлечься, почитать интересную книгу и проч, и проч...);

- Возможно, через какое-то время (через час, день, месяц и далее, сроки можно не уточнять) Вы продолжите беседу.

151

Заметим, что довольно часто разговорчивые и болтливые люди совсем не обижаются, когда их останавливают и высказывают свое мнение. Зная за собой такое качество, как сверх общительность, они интуитивно предполагают наличие этого же качества в своем собеседнике. «Если он молчит и не перебивает меня, значит, ему интересно то, что я говорю!» - часто думают они. И искренне удив­ляются, узнав, какие муки и страдания втайне испытывает их собеседник, искренне желая их остановить и одновременно не разрешая себе это сделать!

<< | >>
Источник: Самоукина Н.В.. Экстремальная психология. 2000

Еще по теме Как остановить болтуна?:

  1. МОЖНО ЛИ ОСТАНОВИТЬ СТАРЕНИЕ?
  2. Нужно остановиться и сделать заключение.
  3. Мы остановились на изучении правовой мысли Киевской Руси.
  4. ГЛАВА 6. Остановись, мгновенье! Об использовании идеальных конструкций в экономической науке
  5. Остановимся кратко на анализе отдельных аспектов творче­ства некоторых из этих мыслителей.
  6. § 44. Остановимся теперь на идеѣ обмѣна цѣнностей uo Марксу
  7. § 12. Мы должны на минуту остановиться въ нашемъ анализѣ, чтобы оцѣнить тѣ затрудненія, съ которыми имѣлъ дѣло Марксъ, приступая къ разсмотрѣнію проблемы цѣнности.
  8. Семинар 8. Диалектика как философское учение и как методологический принцип
  9. Глава 2. ЖИЗНЬ, КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ, КАК ЕДИНСТВО МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ
  10. 9. Как создавалась «венская система» и как образовался Священный союз?
  11. §17 Идеализм и персонализм как абсолютизм, материализм как релятивизм?
  12. Диалектика Гегеля как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли
  13. Как оказалось, Соединенные Штаты в XX веке исполнили как оптимистические, так и пессимистические предсказания.
  14. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина
  15. В Германии и Швейцарии акционерное соглашение, как правило, не рассматривается как самостоятельный вид договора.
  16. Как же разрешить эту как будто неразрешимую задачу?
  17. Что здесь можно сказать? Как отнестись к фило­софии как эросу? Без всякой утилитарности?
  18. Законодательная инфляция как юридическое препятствие и судебный активизм как способ ее преодоления (на примере налоговых споров)
  19. 8) Шаманизм как религия и как традиционное верование.
  20. Итак, воплощенный человек (как вид и как индивид) наделен способностью материализующего сознания или сознающей материи.