<<
>>

§5. Методика проведения арт-упражнений.

Арт-методы – пожалуй, самые экологичные из состоящих на службе психологов. Широкий спектр направлений арт-терапии дает возможность каждому выбрать методы себе по душе. Противопоказаний для использования арт-методов не существует

Вне зависимости от используемых материалов, при организации занятия с использованием арт-техник необходимо учитывать некоторые факторы:

1.

Для каждого человека готовится индивидуальный набор инструментов (карандаши, ножницы, клей, бумага, краски, пластилин и т.д.)

2. Перед началом работы дается четкая инструкция, производятся ответы на вопросы клиента (если иное не предусмотрено требованиями тренинга), оговаривается время выполнения упражнения.

3. В ходе работы необходимо обеспечить комфортную обстановку для клиента – тихая, чуть приглушенная музыка, достаточное для работы освещение, удобная поза.

4. После завершения работы клиент может попросить проинтерпретировать получившийся рисунок – сделайте это.

Примерная схема интерпретации рисунков

Расположение на листе.

Лист бумаги представляет собой модель пространства, жизненного мира человека. Вертикальное расположение листа – для человека важны понятия вверх/вниз, хуже/лучше, сравнение, иерархия, достижение, развитие – встать на новую ступень. Горизонтальное расположение листа – здесь/там, больше/меньше, близко/далеко, территория, пространство, расширение сферы интересов, развитие – движение в нужную сторону.

Правая сторона листа отображает социальную сферу, действенность, активность, экстраверсию. Левая сторона – интимную сферу, эмоциональные отношения, интроверсию, саморефлексию (размышления). Искажения, идущие по правой стороне изображаемого объекта, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм. Искажения по левой стороне - сферу эмоциональных привязанностей.

Размер изображения. Весь лист символически представляет то пространство, в котором живет рисующий.

Размер рисунка – сколько места занимает он в этом пространстве. Как и в реальной жизни, в плоскости листа человек стремится занять столько места собой и продуктами своей деятельности, сколько по его мнению он «заслуживает». Большой, не вмещающийся в лист рисунок, свидетельствует о том, что человеку тесно в его жизненном пространстве, он претендует на его расширение, жаждет самоутверждения и признания (часто эта тенденция агрессивна). Маленькое изображение – низкая самооценка, «мое место» в этом мире незначительно.

Общая энергия. Она оценивается по количеству изображенных деталей, заполненности контура, щедрому изображению не только самого необходимого, но и дополнительных элементов.

Акцент в рисунке на мелких , незначительных деталях свидетельствует о фиксации в жизни на мелочах, чрезмерном беспокойстве и стремлении «разложить все по полочкам». Схематичное изображение – недостаток энергии.

Характер линий. Линия контура изначально является рубежом между телом и окружающей средой и часто отражает степень защищенности, уязвимости, сензитивности или изоляции.

Если весь рисунок выполнен слабыми, прерывистыми линиями, это говорит о депрессии, генерализованном чувстве неполноценности, нерешительности, боязни поражения, хроническом соматическом заболевании. Неровный, неодинаковый нажим и характер линий – импульсивность, нестабильность. Использование отрывистых эскизных линий – скрупулезность, человек действует только после длительного обдумывания, проверок и проб. Эскизный контур, применяемый постоянно – мелочность, стремление к точности, отсутствие четкой внутренней позиции. Жесткие, прямые линии с нажимом – внутренняя ригидность, косность, устойчивость, жесткое следование принципам. Уверенные твердые линии – энергия, амбиции, активность.

Разрыв контура означает проницаемость соответствующей области для влияния извне. Дубляж линий – стремление защититься, опасения, подозрительность.

Усиленный нажим карандаша, сильная штриховка, дублирование линий обозначают, что объект или его часть вызывают у автора сильную тревожность, являясь «зоной конфликта». Любая степень или тип штриховки является выражением возбуждения, сильная штриховка указывает на «зону конфликта». Наличие острых углов в контуре фигуры – агрессивная защита, а затемнение, «запачкивание» контура – пассивная защита. Стирание с последующей порчей, ухудшением рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на объект или на то, что он символизирует для автора рисунка, конфликт.

Сопротивление, отказ от рисования – скрытность, уход от осознания проблем, нежелание раскрыть себя, психологическая защита.

<< | >>
Источник: Крюков, С. Н.. Основы психологической разгрузки: учебное пособие. 2014. 2014

Еще по теме §5. Методика проведения арт-упражнений.:

  1. Методика проведения практических занятий
  2. 4.6.6. Авдуевская И.А. Методика проведения экскурсий (на примере Приморского края и г. Владивостока)
  3. §8. Методика проведения дыхательных и мышечных техник.
  4. Методика проведения дефибрилляции при ФП.
  5. §6. Методика разработки и проведения визуализаций.
  6. 6.2. Методика проведения судебно-психологической экспертизы
  7. Раздел 2. Методика проведения психологической разгрузки
  8. §7. Методика проведения психологической разгрузки в движении.
  9. Упражнения, применяемые в процессе проведения тренинга:
  10. Методика по проведению мониторинга социально-психологического состояния населения радиоактивно загрязненных территорий России и Беларуси В.Н
  11. §1. Арт-техники.
  12. Раздел 3. Упражнения для проведения психологической разгрузки
  13. §2. Структура методики розслідування злочинів. Загальні положення і наукові основи методики
  14. 1. Понятие и содержание криминалистической методики. Современные представления о структуре частной методики расследования
  15. Криміналістична методика Загальні положення криміналістичної методики
  16. Упражнение 7. Упражнение на сохранение баланса, лёжа животом на фитболе.
  17. Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения Комментарий к статье 3.14