<<
>>

Опыт применения других принципов и формул, обеспечивающих оптимизацию работы психики в экстремальных ситуациях

Интересно рассмотреть различные формулы, которые ис­пользовались людьми в прошлом в сложных ситуациях. Меня поразила формула русского ратоборца: «Я не свой, я божий». Человек, идущий на битву, отдавал себя воле Бога, заранее признавая возможность как победы, так и смерти, спокойно принимая любой исход.

Это похоже на фатализм, но этот фатализм не пассивен. Кроме всего прочего, эта формула снимает вопрос о значимости резуль­тата. Мы уже можем понять, что это защищает человека от негативного воздействия эффекта сверхмотивации. Получает­ся, что за счет этого обеспечивается нормальная работа пси­хики в самых сложных ситуациях. Только нужно хорошо усвоить одну простую вещь. Эта вера, это отрешение от са­мого себя и от результата должны быть полными, искрен­ними. Если пойти по пути принятия формулы только на словах, а на деле продолжать думать о результате, повыше­ния эффективности не получится.

Как продолжение этой формулы очень интересно выска­зывание: «Делай, что должен, и случится то, чему суждено».

Получается очень интересная картина. В разные времена в разных местах люди независимо друг от друга приходили к одному и тому же, стремясь обеспечить эффективность ра­боты психики в сложных условиях. С формулой русского ратоборца перекликается принцип самурайского кодекса Бусидо: «Самурай живет для смерти». Формула несколько мрачноватая, но, если вдуматься в нее как следует, жизне­утверждающая. Она обеспечивает состояние отрешенности, необходимое для эффективности в бою. Кроме того, самурай понимает, что смерть может настигнуть в любую секунду, и никто не знает, когда это произойдет. Умереть нужно дос­тойно, но поскольку неизвестно, когда это случится, нужно достойно жить каждую секунду.

Очень интересен принцип североамериканских индейцев, обеспечивающий постоянное присутствие человека, в смысле постоянного осознания ситуации «быть здесь и сейчас». Этот принцип помогает переносить длительные нагрузки.

Инте­ресно, что в этом состоянии человек, осознавая окружаю­щее, чутко реагируя на него, находится как бы в трансе. Возможно, что это похоже на то состояние, о котором мне рассказывал мотокроссмен. Как научиться этому состоянию? Мы говорили про обратную связь и ее роль в обучении. В мотокроссе эта обратная связь обеспечивается просто: потерял состояние — вылетел с дистанции. Я испытал нечто подобное в детстве, осваивая катание с крутой горки. Несешь­ся вниз, дух захватывает, но каким-то образом остаешься на ногах, а стоит попытаться управлять своим движением, толь­ко подумать об этом, как оказываешься в сугробе.

А вспомните поучения дона Хуана из книг Карлоса Кастанеды о том, что все, что мы ни делаем, есть глупость. Воин тем и отличается от обычного человека, что осознает это. Подумайте: принцип «осознанной глупости» резко сни­жает значимость результата, приводя его к некоторому сред­нему значению, тем самым убирая эффект сверхмотивации.

Складывается впечатление, что люди всегда придавали очень большое значение воспитанию рационального стерео­типа реакции психики на экстремальные ситуации. Свои находки они стремились передать потомкам в самых раз­личных формах: в преданиях, легендах, религиозных кон­цепциях. В индийском эпосе Кришна, благословляя Арджуну на битву, открывает ему принцип недеяния. В тибетской «Книге мертвых», повествующей об испытаниях, которые ждут душу после смерти, фактически описывается рацио­нальная реакция психики на экстремальные ситуации, которую необходимо вырабатывать при жизни. Значит, рацио­нальная реакция психики не только была важна для личного выживания, но и способствовала сохранению социума.

<< | >>
Источник: Антипов В.В.. Психологическая адаптация к экстремальным си­туациям. 2002

Еще по теме Опыт применения других принципов и формул, обеспечивающих оптимизацию работы психики в экстремальных ситуациях:

  1. Глава З СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ
  2. Неадекватная реакция психики на экстремальную ситуацию с точки зрения модели активного отражения
  3. Возможность изменения картины мира для адаптации психики к экстремальным ситуациям
  4. Глава 5 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТНЫХ ТРЕНИРОВОК ДЛЯ АДАПТАЦИИ ПСИХИКИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ
  5. Организация психосоциальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях. Опыт работы Ростовского областного центра диагностики и консультирования
  6. 3.3. Оптимизация психических состояний специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях
  7. В психологической литературе экстремальность, несмотря на разнообразие возможных подходов, чаще всего трактуется как «экстремальные условия», «факторы», «ситуации» и в целом согласуется с первым из шести выделенных нами подходов.
  8. Глава 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИКИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ
  9. 2.1. Факторы, воздействующие на психику человека в жизненно опасных ситуациях
  10. Три аспекта определения экстремальной ситуации.
  11. Экзистенциалы экстремальной ситуации.