<<
>>

1. Ответственность за свое здоровье как терапевтический фактор

2. Роль терапевтического обучения пациента

3. Роль психотерапевтического консультирования и психотерапии

1. Ответственность за свое здоровье как терапевтический фактор

В младенчестве мы в очень малой степени могли контролировать окружающую нас среду.

Кроме этого, поскольку наши физические и интеллектуальные возможности в этом возрасте весьма ограничены, мы не были в состоянии удовлетворить своих потребностей. Следовательно, в самых важных аспектах нам приходилось полагаться на авторитетных представителей нашего окружения. Все-таки мы давали знать о своем комфорте и дискомфорте (обычно вслух), хотя в основном наши переживания обусловливались окружающими. Мы были практически беспомощными, находясь па попечении других людей, обычно своих родителей.

Когда мы стали старше, развитие интеллектуальных и двигательных функций привело к возрастанию числа доступных для нас возможностей выбора поведения. Хотя эти возможности обычно были связаны с различными ограничениями, мы уже успешно шли по пути расширения сферы ответственности за свою жизнь.

Когда мы достигли школьного возраста, наша способность принимать собственные решения увеличилась. Большинство из нас быстро усвоили, что неиспользованная возможность индивидуального выбора в рамках общепринятых правил и предписаний, существующих в социальных системах, приведет к отрицательным последствиям.

В подростковом возрасте, характеризующемся дальнейшим развитием интеллектуальных и двигательных навыков, совершенствованием процесса принятия решений и развитием системы моральных ценностей, индивидуальный выбери ответственность за него начинают играть еще большую роль. Необходимо отметить продолжающийся отход личности от систем внешней поддержки к механизмам самостоятельной опоры и ответственности. Начиная с подросткового возраста, человек, принимающий ответственность за свои собственные выборы, решения и поведение, считается «зрелым» и хорошо развитым с психологической точки зрения.

Ответственность за себя в философском аспекте

Человек всегда был свободен для принятия самостоятельных выборов и решений при условии, что внешняя среда представляет ему такую возможность. Даже во время гонений, смут или войн люди делали определенные выборы—бежать или сражаться, попытаться прийти к компромиссу или покориться. Еще Аристотель был глубоко убежден, что человек—это существо, которое само создает себя. Дальнейшую поддержку понятию ответственности за свою жизнь можно найти в произведениях Фомы Аквинского, который утверждал: «Человек отличается от неразумных созданий... тем, что он является господином своих собственных поступков».

Теоретики гуманистической и экзистенциальной ориентации считали, что человек но своей сути свободен принять ответственность за то, куда он направит свою жизнь и какую судьбу он изберет. Индивид становится тем, чем он «решает» стать, и он должен принять ответственность за свой жизненный путь. Как утверждал Жан Поль Сартр: «Мы суть наши (собственные) выборы» [Sartre, 1956]. Стержневая тема теоретиков гуманистически-экзистенциального направления, таких, как Rollo May, Jean Paul Sartre и Victor Frankl, состоит в утверждении: «Человек создает себя сам».

Чрезмерный стресс и ответственность за себя

Прежде чем ответственность за свое здоровье может быть использована для облегчения чрезмерного стресса, необходимо понять роль этой ответственности в его возникновении. В начальных разделах этой главы мы. пытались дать основное введение к представлению об ответственности за себя. В данном разделе мы попробуем подтвердить положение о том, что большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим. Gans Selye утверждал: «Имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете». Это положение прямо относится к чрезмерному стрессу, от которого страдает так много людей. Это важное понятие относительно заболевания не является чем-то новым. Albert Ellis (1971, 1973), например, разработал теорию, согласно которой эмоциональное расстройство не является результатом реальных событий, имевших место в жизни того или иного чело-' века, а следствием иррациональных убеждений индивидов по отношению к этим событиям.

В качестве основы для своей теории Ellis привлекает высказывание греко-римского 4'илософа Эпиктета, который, как говорят, утверждал: «Людей расстраивают не события, а то, как они на них смотрят».

Теорию «А—В—С» Ellis об эмоциональных расстройствах можно нкратце представить следующим образом:

А_________________В_____________________С

Возбуждающее Мнение Эмоциональные

переживания (интерпретация) последствия

В ситуации А что-то случается с пациентом (например, опоздание на деловое свидание). В ситуации В» в результате переживания у пациента появляется какое-то «иррациональное» или любое другое неадекватное убеждение относительно самого себя (глупость, бесполезность, некомпетентность). Ситуация С является следствием иррационального убеждения (чувство вины, депрессия, стыд, враждебность). Эти эмоциональные последствия прямо зависят от мнения (интерпретации), которое существует у пациента относительно А—возбуждающего переживания. Эмоциональные последствия не вызываются событием. Как заключает Ellis: «He само событие, а скорее его интерпретация нами, вызывает у нас эмоциональную реакцию».

Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения можно реально обосновать, исследовав сам процесс стрессовой реакции. В превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет, видимо, система когнитивных и аффективных реакций, относящихся к этим стимулам [Kirts, Moos, 1974; Lazarus, 1966, 1976; Mal-mo, 1972]. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых пациентами, на самом деле создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.

Конечно, существуют раздражители, стрессовый характер которых не продиктован процессами интерпретации, происходящими в неокортексе. Существуют вещества, которые могут вызвать стрессовую реакцию просто посредством включения их в обменные процессы организма. Эти вещества известны как симпатомиметические, так как они стимулируют симпатическую нервную систему, приводя тем самым к разновидности стрессовой реакции [Levi, 1967]. Наиболее часто симпатомиметические раздражители поступают с пищей, другим источником является содержащийся в сигаретном дыме никотин. В главе 6 мы более подробно рассмотрим вопрос о питании при стрессовой реакции.

Однако и в случае симпатомиметиков мы все-таки находим, что именно пациент выбирает способ стрессогенной стимуляции (еда, питье или курение). Таким образом, стрессовая реакция опять-таки связана с ответственностью индивида за выбор, от последствий которого он страдает. Как утверждал Rollo May: «Человек является существом, которое может осознавать и, следовательно, отвечать за свое существование».

<< | >>
Источник: Волоскова Н.Н. ГлушковаН.И. Куксова Н.А.. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. 0000

Еще по теме 1. Ответственность за свое здоровье как терапевтический фактор:

  1. е) Анализ информации как фактора, формирующего оценку «риска» производственной среды, напряженность трудового процесса, и влияющего на здоровье
  2. ! Задание 3.6. Расположите вышеперечисленные факторы в порядке убывания значимости, обоснуйте свое мнение.
  3. 2.2 Рациональная терапия как метод терапевтического обучения травмированной личности
  4. Как научиться понимать свое предназначение?
  5. ответственность, финансовая ответственность и др. 37.3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  6. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью в сфере спортивных отношений
  7. § 3.6. Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: понятие, виды, субъекты, процедуры
  8. § 2. Понятие и структура социальной ответственности как общие методологические основания исследования гражданско-правовой ответственности
  9. 2. Роль терапевтического обучения пациента
  10. Как социальная поддержка влияет на здоровье?
  11. 2.3. Правовые основы охраны здоровья матери и ребенка, семьи и репродуктивного здоровья
  12. 4. Терапевтические критерии состояния сверхсознания
  13. 4.3.4. «В здоровом теле — здоровый дух» (гигиеническая значимость интероцепции)
  14. Статья 11.31. Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров Комментарий к статье 11.31
  15. VI. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни