Принцип недеяния
Обдумывая вышеизложенное, я пришел к выводу, что наш водитель был ближе всех к истинному недеянию. Он сразу принял ситуацию. Это позволило ему понять ее смысл и предпринять наиболее адекватные действия.
Я оказался где-то в промежуточном положении. А наш стрелок даже не пытался вникнуть в происходящее. Он увидел нарушение правил дорожного движения и воплощал в жизнь свою схему. Суть его поведения проста. Он действовал, исходя не из ситуации, а из своей картины мира. Выделив этот момент, я стал замечать, что некоторые люди, типа таких стрелков, абсолютизируют свою картину мира, и стремятся ее навязать. Это приводит к нарушению принципа недеяния. Иногда им удается добиться успеха, но этот успех неустойчив. Такая линия поведения создает экстремальные ситуации и для них самих, и, часто, для окружающих. Для многих сам термин недеяния означает то, что нужно подчиниться ситуации и пассивно ничего не делать. Это не так. На самом деле этот принцип означает стремление понять ситуацию и разрешить ее, не нарушая законов природы. Он призывает к жизни в гармонии с миром и с собой.В связи с принципом недеяния стоит рассмотреть такое распространенное у нас явление, как экстремизм. В словарях это понятие объясняется как применение крайних методов при решении любой задачи. Для большинства это слово ассоциируется с чем-то негативным. С психологической точки зрения, для экстремизма характерно стремление навязать миру свой закон, свою модель, не считаясь с законами природы и общества. Справедливости ради нужно отметить, что на первых порах в различных видах деятельности экстремизм может приносить успех. Однако стремление вопреки всему идти против законов природы все равно приводит к краху и может создавать весьма опасные ситуации. Экстремизм может проявляться в различных видах деятельности.
Он может носить социальный характер, проявляться в политической сфере, в экономике, в технологии. И везде создает риск критических ситуаций, при которых могут пострадать другие люди. Возникает мысль, что необходимо искать пути профилактики, поскольку это значительно выгоднее, чем подвергать опасности жизнь людей, тратить силы и средства на ликвидацию последствий.В поисках путей профилактики естественно было познакомиться с тем, что делают другие. Я с радостью обнаружил, что многие специалисты отмечают: для адаптации к экстремальной ситуации ее нужно, прежде всего, принять, смириться с тем, что она имеет место, постараться понять ее суть. Однако четких технологий того, как научить этому человека заранее, я не нашел. Наиболее распространен подход, вырабатывающий у человека навыки действий в особых условиях. Курсантов военных училищ приучают выполнять задачу при различных осложняющих факторах, имеющих место в реальном бою: выстрелы, взрывы, огонь и т. п. Действительно, это приносит свои результаты. Бойцы учатся сохранять хладнокровие в очень сложных ситуациях. Однако при переходе к мирной жизни у бывших военных часто возникает множество трудностей, многие из которых связаны с тем, что у них сформировалась четкая, регламентированная картина мира, которую деформирует реальность, привычная для людей штатских. А свою картину мира, сложившуюся и проверенную в условиях, которые штатским и не снились, менять очень трудно. Методы адаптации получались не универсальными. Представьте себе, что все гражданское население страны проходит адаптацию к огню, воде, землетрясениям и т. д. На уровне простого ознакомления это даст очень мало, хотя и может быть в некоторых случаях полезно. А проводить полноценную адаптацию нереально: слишком дорого, да и возможно сильное противодействие. А существуют ли универсальные методы?
Мой знакомый мотокроссмен продолжал меня удивлять. Он очень быстро освоил стрельбу и успешно совершенствовался в рукопашном бое. Как-то раз он рассказал мне, что на спортивных сборах их команду поставили бежать кросс вместе с командой по военному пятиборью.
Условия явно неравные. Для пятиборцев кросс — специальность, а мотоциклисты его не бегают. Тем не менее, к финишу прибежали на равных. Может быть, мотокросс и есть решение проблемы? К сожалению, полноценного изучения этого вопроса провести не удалось. Однако ограниченное исследование позволило предположить, что мотокроссмены несколько быстрее других людей способны адаптироваться к различным ситуациям.Картина мира этих людей обладала удивительно противоречивыми свойствами. С одной стороны, она была пластична и легко приспосабливалась к новым условиям, с другой — была очень стабильна. Эта стабильность выражалась в устойчивости убеждений, в способности не теряться в сложных ситуациях. Постепенно начала формироваться мысль, что картина мира состоит из двух частей: мощного стабильного ядра, которое каким-то образом не противоречит законам природы, и более низкого пластичного уровня, позволяющего сливаться с ситуацией, обеспечивая адекватное отражение реальности. Во второй главе будет дано обоснование этой идеи. Похожие результаты у меня получились при работе с двумя скалолазами и с некоторыми бывшими сотрудниками спецподразделения внешней разведки «Вымпел». Не могу сказать, что в других видах спорта и других профессиях дело обстоит иначе; одаренные люди встречаются в разных видах деятельности. Однако почему не исследовать то, что само идет в руки? С парнем-мотокроссменом мне просто повезло. Скорее всего, дело было в том, что он стихийно сам для себя открыл принцип недеяния. Кроме всего прочего оказалось, что на него очень незначительно влияет фактор сверхмотивации. Из бесед с ним я понял, что гибкость и пластичность его картины мира сочетаются с устойчивыми принципами. Это было очень интересно, но никак не укладывалось в общую схему. Единственное, что хорошо вписывалось в модель, — это естественное, постоянное следование принципу недеяния.
Мы уже говорили, что принцип недеяния вовсе не пассивен. Активность его состоит в следовании законам природы. Если все идет нормально, не стоит и вмешиваться.
Однако это вовсе не означает, что не нужно ничего делать. А что именно делать, не очень ясно.Удивительно, но этот принцип встречается в самых различных религиях. Иногда он трансформируется, как, например, у Карл оса Кастанеды, в принцип «неделания». Однако суть его остается неизменной. На мой взгляд, наиболее последовательно этот принцип воплощен в даосизме. Древние мудрецы старались превратить его в технологию жизни. Великий мудрец Китая Конфуций пытался даже осуществить его в масштабах государства. Суть этого подхода состоит в том, что миром правит закон Дао. Он невидим, но проявляется во всем. «Вода из высоких местностей стремится в низкие» — так мудрец иллюстрировал проявление закона. Можно, конечно, не признавать проявления, например, закона всемирного тяготения и шагнуть на улицу из окна десятого этажа. Последствия этого вполне предсказуемы. Только признав закон, можно надеяться на появление парашюта, самолета, ракеты, понять движение планет. Мудрецы древности учили, что тот, кто действует в соответствии с законом, становится сильнее. Но как научиться понимать закон постоянно, каждую секунду? Для этого мудрецы и старались сделать принцип недеяния законом жизни.
Еще по теме Принцип недеяния:
- К какому виду правовых принципов в теории права относится принцип состязательности:
- К какому виду правовых принципов в теории права относится принцип равенства граждан перед законом:
- Принцип свободных выборов — принцип, нашедший отражение в актах международного права:
- Походження принципу каузальності з принципу відплати
- Принцип субординации, или договорной очередности платежей (subordination arrangement and priority of payments). Принцип разделения (segregation principle)
- Основополагающим принципом избирательной системы является принцип равного избирательного права,
- Тема 26. Основные принципы судебного контроля над администрацией в США 26.1. Принципы устройства судебной системы в США
- РОЗДІЛ V ПРИНЦИПИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛІННЯ Глава 1. Відповідність законодавства України принципам корпоративного управління
- Тема 23. Основные принципы организации администрации США и порядок регулирования административной деятельности 23.1. Основные принципы организации администрации США
- 3. Принципы коммерческого права
- 9.4. Принципы права
- § 3. Принципы права
- 13.6 Принципы права
- Принципы права
- Принципы управления
- Принципы права
- Принципы управления