<<
>>

1. Сущность холизма

2. Холистическая модель лечения

1. Сущность холизма

Основной темой восточной философии в течение более чем двух тысяч лет был монистический, или, как его теперь называют, холистическни взгляд на психику и Тело.

Другими словами, существует внутреннее единство между психикой и телом, и это единство нерасторжимо. Эти компоненты настолько тесно связаны, что, как утверждалось, не может возникнуть психической деятельности без соответствующей соматической (телесной) активности. Хотя такой взгляд на род людской был присущ восточной философии в течение тысячелетий, он только еще приобретает популярность в научных кругах Запада.

Холизм не является, однако, чисто восточной концепцией. В древнегреческой культуре психика и тело также рассматривались как нерасторжимая объективная реальность. Однако холистическая позиция древних была отвергнута с появлением «современной» науки XVII в. В' этот период научные сообщества приняли в высшей степени механистический взгляд на мир. В рамках этого воззрения любое человеческое поведение и даже метафизические проблемы объяснялись с точки зрения математической логики и теории закрытых систем.

Двумя людьми, наиболее ответственными за принятие этого механистического взгляда научными сообществами, были Исаак Ньютон и Репе Декарт. Ньютоновская физика отличается своим механистическим замкнуто-системным взглядом на природу вселенной. В то же время, именно публикация физиологического трактата Декарта «О человеке» в 1662 г. заложила основы современного здравоохранения. В книге «О человеке» Декарт развил представление о дуализме. Дуализм Декарта отделял психику и тело, причем последнее рассматривалось как машина. Это разделение скоро стало общепринятым не только в медицинских, но и в философских кругах.

По мере развития медицины в течение нескольких последующих столетий дуалистическая концепция Ньютона и Декарта во многом служила обоснованием высокоспециализированной и умозрительно схематизированной деятельности, которую мы можем видеть сегодня [Сарга, 1975].

Сейчас западный мир начинает вновь открывать холизм. Основы этого возрождения были заложены в работах Альберта Эйнштейна. Работа Эйнштейна привела как ученых, так и философов к тому, чтобы начать рассматривать, во-первых, вселенную и, во-вторых, человеческое поведение в контексте открытых динамических систем. Исходя из этого воззрения появилась гипотеза о том, что целое на самом деле больше, чем его части. Как утверждается, это обязано тому факту, что в действительности целое представляет собой согласованно функционирующую сверхсистему, состоящую из тесно связанных между собой подсистем. Нельзя понять подсистему до тех пор, пока не понято ее место в сверхсистеме [Сарга, 1975; Espagnat, 1979].

Из этого краткого экскурса в область физики можно вывести определенные положения; имеющие ценность для здравоохранения, особенно в отношении лечения стресса. Если действительно человеческое поведение представляет собой не набор составных частей, а сложную суперсистему тесно связанных подсистем, можно задать себе вопрос о целесообразности лечения больного в рамках крайне специализированного и фрагментированного подхода, как часто делается в настоящее время. Теоретически, по крайней мере, чем более специализированным является план лечения, тем дальше он отстоит от холистической концепции.

Совокупный процесс или стрессовая реакция представляет собой концентрированное проявление холизма и холистического функционирования человеческого организма. Под этим мы понимаем следующее: при целостном рассмотрении стрессовой реакции от восприятия стрессора до эффектов на концевых органах она представляет собой сложную систему взаимодействующих подсистем. Если стрессовая реакция в действительности является по своей сущности холистической, тогда представляется разумным строить лечебную концепцию чрезмерного стресса в соответствии с холистическими принципами.

Прежде чем использовать холистический подход к лечению чрезмерного стресса, клиницист должен представить себе, каким образом холизм можно связать с терапевтическим вмешательством; однако в настоящее время не существует никаких конкретных указаний в этом плане. Поэтому мы даем предварительный набор холистических принципов относительно проблемы клинического вмешательства при чрезмерном стрессе.

1. Психика и тело связаны нерасторжимым взаимодействием.

2. Стресс необходимо оценивать с холистических позиций, т. е. стресс следует рассматривать как функцию взаимодействующих подсистем, например когнитивных или аффективных процессов, факторов внешней среды, психофизиологических или поведенческих процессов и т. д.

3. Диагностические методы должны по возможности соответствовать холистическим принципам. Это означает, что диагностическая оценка чрезмерного стресса должна сосредоточиваться не только на отдельных подсистемах, но также и на синергической роли, которую играет каждая из подсистем в функционировании сверхсистемы.

4. Рассматривая стресс у человека в контексте взаимодействующих подсистем, холистическое лечение должно одновременно ориентироваться более чем на одну подсистему. Следовательно, лечение начинается одновременно исходя из нескольких положений или задач. Такой подход иногда называется многомерным подходом к лечению. Опять-таки, если это возможно, необходимо предпринять усилия, направленные на понимание естественных взаимоотношений подсистем и в свете процесса терапевтического вмешательства (который может нарушить первоначальные соотношения).

5. Холистическое лечение признает и учитывает роль индивидуальных различий пациентов как важного параметра исхода терапии. Если холистическое лечение на самом деле превосходит традиционные специализированные модели терапии, то это главным образом обязано упомянутому факту. Лечение чрезмерного стресса в рамках холистической модели предполагает постановку вопроса: какие методы вмешательства будут наиболее эффективными для данного конкретного больного в данной специфической ситуации. Холистическое лечение, следовательно, пытается принимать во внимание индивидуальные особенности пациента, являются ли они генетическими, психологическими, физиологическими, нажитыми или преходящими (ситуационными). Клиницист должен понимать, что не существует наилучшей терапии чрезмерного стресса. Скорее, успешный исход зависит от той сдерживающей роли, которую играют индивидуальные различия пациентов в целостном процессе лечения [Paul, 1967; Tart, 1975].

Следовательно, для того чтобы терапия была холистической, она должна быть динамической (изменяющейся), а также многомерной (воздействующей одновременно более чем на одну систему).

6. Как описано в одной из предыдущих глав, подчеркивание ответственности пациента за свое здоровье (не носящее характера критики) занимает основное место в холистическом лечении стресса, особый акцент делается на принятие пациентом ответственности за вызывание, а также за облегчение или регуляцию стресса в его жизни. Это осуществляется с помощью и при поддержке клинициста.

7. Наконец, конечной целью холистической модели лечения (и специфической целью предыдущего пункта) является закрепление соответствующей степени независимости пациента в плане контроля чрезмерного стресса. Поскольку переживаемый индивидуумом стресс инициируется и воспроизводится главным образом им самим, успешное лечение стрессового состояния приобретает внутреннюю связь с принятием пациентом ответственности и соответствующей функциональной независимости от клинициста.

Последние три положения (5, 6 и 7), возможно, следует более строго ^рассматривать как «производные» от положений холизма. Под этим мы понимаем, что, хотя они не являются чисто холистическими с точки зрения системы холизма, они были включены в холистическое лечение в процессе его развития [Ardell, 1977; Girdano, Evelry, 1979].

<< | >>
Источник: Волоскова Н.Н. ГлушковаН.И. Куксова Н.А.. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. 0000

Еще по теме 1. Сущность холизма:

  1. Тоталитаризм (холизм)
  2. ХОЛИЗМ [ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ЧЕЛОВЕКУ]
  3. Тема 13. Холизм и холистическое лечение стресса
  4. Концепция автопоэзиса: от понимания сущности жизни к пониманию сущности познания
  5. 3.Российское государство: сущность, форма и функции. Сущность государства
  6. 3.Сущность государства. Эволюция понимания сущности государства.
  7. Вступление Исторические источники либерализма.— Сущность либерализма.— Гражданский строй.— Административный строй.— Конституционный строй.— Политический радикализм.— Антиреволюционная сущность либерализма.
  8. 8.3. Сущность права
  9. Сущность
  10. 10.1. Понятие сущности
  11. 10.1. Понятие сущности
  12. § 3. Сущность права
  13. § 2. Сущность государства