<<
>>

4. Терапевтические критерии состояния сверхсознания

Присущее состоянию сверхсознания «исключительное познание» является желаемой целью для посвященных в любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны понимать, что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с большим опытом медитации.

Поэтому возникает вопрос: если медитирующий не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время, посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на этот вопрос только один — нет!

Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания. Основанием для этого утверждения является существование нескольких «терапевтических критериев», присущих процессу медитации и указывающих на приближение к состоянию сверхсознания. Хотя Shapiro (1978) рассматривает пять этапов медитации, а именно: 1) затрудненное дыхание, 2) спутанное мышление, 3) релаксация, 4) отстраненное наблюдение и 5) высшее состояние сознания—существует расширенное представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.

Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важна попытка достижения состояния сверхсознания, чем действительное его достижение. Клиент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего здоровья. Такая позиция является, по своему определению, противоположностью того поведенческого стиля, который приводит клиента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания позволяет снять у больного большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма, описанным в литературе [Benson, 1975]. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его, 2) снижается аффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.

Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение [Shapiro, 1978]. В индийских священных книгах это описывается как состояние, при . котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается «покоящимся в себе зрителем». Это состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто «сосуществует» с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и «автодорожный гипноз». Это состояние часто испытывают водители на монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент—уже на развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных перекрестках. Многие называют такое состояние «сном наяву». Важно отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить, что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих пациентов).

Последней ступенью медитативного опыта является «состояние сверхсознания». Это состояние, по-видимому, включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания.

Davidson (1976) характеризует его природу следующим образом:

1. Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность) .

2. Ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).

3. Непередаваемость ощущений.

4. Изменение пространственно-временных соотношений.

5. Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.

6. Парадоксальность, т. е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Рис.1. Континуум медитативных переживаний.

Этот континуум медитативных переживаний не носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого, из состояний могут варьировать по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.

Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов, так как такой подход вводит в действие парадигму успеха—неуспеха. Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью в период от двух до трех педель. Пациент может вести дневник, если только он носит описательный, а не оценочный характер.

<< | >>
Источник: Волоскова Н.Н. ГлушковаН.И. Куксова Н.А.. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. 0000

Еще по теме 4. Терапевтические критерии состояния сверхсознания:

  1. КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ.
  2. 1.4. Критерий равновозможных состояний (Лапласа)
  3. 3.1. Критерии оценки состояний и уровня стресса
  4. Сверхсознание
  5. 2. Роль терапевтического обучения пациента
  6. В этой связи особое значение приобретает второй критерий - критерий субъектного состава.
  7. 1. Ответственность за свое здоровье как терапевтический фактор
  8. Тема. Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа.
  9. Глава 15 Совладающий Интеллект в клинической, консультативной и терапевтической практике
  10. Терапевтическое применение ЭФИ
  11. 2.2 Рациональная терапия как метод терапевтического обучения травмированной личности
  12. Современные психофизиологические исследования естесшвенныхи «неестественных» измененных(транс- формированных) состояний сознания (сна, гипнотиче­ского состояния, галлюцинаций и т.д.)
  13. Естественное состояние и общественное состояние.
  14. Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения Комментарий к статье 27.12
  15. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование па состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
  16. 6.3. Критерии адекватности
  17. 1.3. Критерий минимакса сожалений Сэвиджа
  18. Критерий приоритетности инвестиционных проектов
  19. 1.5. Критерий Гурвица