<<
>>

Травма как транзитный феномен.

Травма является транзитным феноменом — структура травмы возникает в сфере перехода. Для понимания этого факта особое значение имеют следующие аспекты: 1) пространственный — переход человека из одного жизненного мира в другой жизненный мир на почве единства бывшего мира, нынешнего мира и грядущего мира; 2) темпоральный — переход времени в сфере взаимоперехода всех трёх временных модусов в четвёртом измерении; 3) бытийный — переход способов бытия, в том числе, повседневного и неповседневного; 4) самоидентичности как целостности взаимопереходящих модусов самости — бывшего Я, нынешнего Я, грядущего Я, в четырёхмерной самоидентичности; 5) смысловой -переход смыслов в горизонте «L-смыслов» и «D-смыслов» и перехода «пре-смысловой» структуры, «в-смысловой» структуры и «пост-смысловой» структуры; 6) переход констелляции «Я — Другой» — полей взаимодействия сингулярного человека с Другими в согласии и/или разногласии, противостоянии и т.д.

Мы отстаиваем следующий тезис: не сама отдельная экстремальная ситуация, а переход повседневного и неповседневного способов существования человека в пространственно-темпоральном горизонте является «травматическим».

Конечно, этот переход необходимо взять относительно трансформации личности и бытийной работы личности, связывающей и различающей все пережитые горизонты в действенное единство.

В свете высказанных положений мы можем дать следующую конкретизацию экстремальности. Экстремальность формально выражается функцией:

ЭС = F (П, П, f3), где ЭС — экстремальность ситуации, fl — пре-повседневность, П — неповседневность, О — постповседневность.

Два горизонта: fi и fa — не только пространственны как переход «оттуда сюда» и «отсюда туда», но и темпоральны. Человек, пребывая в ситуации fa, может перемещаться по времени и в предшествующее, и в последующее существование. Эти темпоральные перемещения создают пересечения данного мира с бывшим и предполагаемым миром — в результате, человек может вырабатывать определённые стратегии своего поведения в ситуации.

Каждое из f есть единство личности-в-мире, и поэтому переменные личности и ситуации и их транзакции конституируются в горизонте транзитного смысла — трансформационных паттернов связывания.

Так, например, некоторым мужчинам, воевавшим в горячих точках, при виде крови после возвращения становилось дурно. Это наблюдение разъясняется при сопоставлении с другим. Мужчина после перелома руки мужественно вьщержал медицинские процедуры, но ему стало дурно, когда у него промелькнула мысль, что, возможно, он больше не сможет работать этой рукой так же проворно, как раньше. В первом примере ветераны соотносили актуальную ситуацию с прошлым модусом, а во втором — с будущим модусом. Именно в соотношении и взаимопереходе горизонтов рождались трагические переживанрш существования. Человек может конституировать свою актуальную ситуацию и актуальный смысл из разных темпоральных горизонтов и горизонтов отражения — отражённых смыслов. Человек может перемещаться по временам и ухватывать экзистенциальное эхо — отражённое бытие. Отражение мы трактуем не как копирование реальности (точно или искажённо), а как ответ ответу Другого — Я ухватывается (рефлексируется) в перспективе ин-тенциональной направленности Другого. Инстанция самоидентичности конституируется событийно и современно. Проблему «отраженного» бытия мы раскрываем с точки зрения рекурсивности бытия и усвоения бытия в работе личности. Становление бытия личности происходит в горизонте разнесения, диферо.

<< | >>
Источник: Магомед-Эминов М. Ш.. феномен экстремальности. 2008

Еще по теме Травма как транзитный феномен.:

  1. Травма как «работа травмы».
  2. Экстремальность как транзитность.
  3. 1.9 НАСИЛИЕ КАК ПРИЧИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
  4. ТЕМА 1. Философия как социокультурный феномен Лекция 1. Философия как социокультурный феномен
  5. Экстремальность как краевой феномен.
  6. Психологическая защита как феномен
  7. Абсолютизация смерти как феномен культуры
  8. 2.1.3. Абсолютизация смерти как феномен культуры
  9. § 2. Организованная преступность как социальный феномен
  10. §2. Организованная преступность как социальный феномен