<<
>>

ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АБУЛЬГАСАНА)

Ш. М. Гусейнова Бакинский государственный университет, г. Баку, Азербайджан

Summary. As with many masters of artistic expression, Abulgasan Alekper-zade in their stories sought by various means of expression of artistic styles, including dialogue, portray real human feelings and characters of the people, their heroes.

Es­pecially it turned neatly in his dialogues.

Key words: literature; Abulgasan; dialogue; Azerbaijani literature.

Творчество видного азербайджанского писателя Абульгасана, в числе прочего в жанре повестей, характеризует прежде всего единая сюжетная и идейная канва, сходство нравственных ориентиров, до­полняющее друг друга содержание и совершенство выразительных средств. Писатель стремился, с учётом художественно-эстетических принципов, раскрывать в своих повестях характерные, типические человеческие образы. С этой целью он с большой ответственностью относился к колоритной и живой выразительности образов, при этом использовал различные средства, в том числе диалог, чтобы показать богатый и разнообразный внутренний мир своих героев.

Как и в прочих литературных жанрах, в эпических произведе­ниях, в особенности в повестях, создание диалога способствует усво­ению читателем идейно-содержательной канвы, усвоению основных характеристик героев. Напомним, что диалог отражает в произведе­нии достаточно полную информацию о личности художественного персонажа, и этим ценен [1]. Диалог имеет ряд других функций -информативную, экспрессивную, выражение мира художника, и т. д. Стороны диалога в конкретных условиях получают и передают друг другу информацию [2, с. 126].

Развитие событий в сюжете произведения, связанные с судь­бами героев, их характеры, нравственно-этический мир, человече­ские качества, чувства и эмоции - всё это, вместе взятое, и многое другое передаётся через диалоги. Диалоги охватывают собой собы­тия, образы художественного произведения, идейную выразитель­ность произведения.

Герои изображены в разных жизненных ситуа­циях, диалоги также составляются так, чтобы были подобны тому, что они изображают. Характерной особенностью диалогов в произ­ведениях Абульгасана является то, что в процессе переговоров не остаётся необходимости в непосредственном внедрении в образ, вхождении, здесь сразу создаётся впечатление об их характере.

В таких произведениях, как «Софи», «Те, кто пишет для себя», «21», «Певец-мастер», «Убили», «Сон сестры», «Постовой», «Вос­стание», «Знакомые», «Араз», «Развелись», «Кябутар», «Завтра ме­сяц» и др., характеры созданы в соответствии с художественно-эстетическими требованиями к соответствующим жанрам. Как уже отмечалось, с этой целью вполне целесообразно используются все возможности диалога. Как и в большинстве произведений автора, здесь герои не просто передают друг другу информацию, но и выра­жают в ней то, что должно быть свойственно им по внутренней сути.

В повести «Отцы и дети» с точки зрения характера диалог осо­бенно выразителен: «Алеша, считающийся главарём у детей, ведёт себя, как взрослый, т. е. ходит степенно, держится чинно, даже ко­гда умерла его мать. Он старается при детях вести себя спокойно и даже успокаивать других. Однако все-таки не выдерживает, когда гроб с телом матери опускают в могилу. На кого же ты нас покида­ешь? - с криком заплакал Алёша. И другие не выдержали, стали плакать. На могилу стали капать слёзы бедных сирот, оставшихся с этого момента совсем без помощи» [3, с. 8].

Алёша, который старался возле младших детей вести себя, как взрослый, не выдержал до конца того внутреннего немого диалога с матерью, который скрывал до последнего момента, и всё-таки пока­зал свою боль, своё горе. Подобный диалог «за кулисами» основно­го действия показывает психологическую напряжённость главного героя посредством художественной выразительности.

В повести «На берегу» автор рассказывает о судьбе людей, подвергшихся всяческим издевательствам со стороны фашистов. Своеобразие подхода художника к повышению выразительности с помощью диалога состоит в том, что здесь мысли выражаются как при помощи диалога, так и внутреннего монолога.

Вооружённые солдаты-немцы беседуют с детьми и пожилыми людьми, вернее, развлекаются, потешаясь над их житьём-бытьём. Внешне в вопросах солдат нет ничего необычного: они спрашивают у людей, живущих на берегу моря, чем они занимаются. Диалог носит информативный характер, с целью обменяться тем, кто что знает.

Вместе с тем немецкий офицер постепенно сводит разговор к личности девчушки 12-3 лет. Настойчивые вопросы офицера и по­хотливые взгляды, которые он иногда бросает на неё, показывают всю гнусность его намерений. Вдруг он захотел в этот раз даже по­гладить правой рукой ребёнка по голове. Нагло рассмеявшись, он сказал своему товарищу, шедшему ему навстречу: «Красивая внуч­ка, с ней можно хорошо развлечься» [6, с. 76].

Внешность немецкого офицера дополняет его внутренне со­держание, его нравственную суть. Его намерения выдают жесты, по­вадки, мимика, всё поведение в целом, и, разумеется, диалог, кото­рый он ведёт с окружающими его людьми. Его хихиканье, смачные взгляды, которые он бросал на девушку, а также выражение, что здесь можно чем-либо поживиться, говорят о многом.

Чувствуется умение автора войти в роль, выявить внутренний мир героев, их нравственное нутро. Наряду с этим резко выражена и позиция автора - через средства художественной выразительности, в том числе и через организацию диалога. Писатель характеризует героя не через собственные представления о нём, а при помощи диалога, где тот своими словами, выражениями, эмоциями характе­ризует собственную сущность.

Писатель может при помощи словесных средств выразитель­ности расширять или сужать диалоги, изменять их объём и формы. В повести «Пой, соловей, пой», помимо диалога между основными героями, автор прибегает также к заочному диалогу, чтобы лучше, выразительнее охарактеризовать образы, выносимые здесь на сцену жизни.

В лесу разливаются трели соловья, советские солдаты, в том числе призванные из Азербайджана, наслаждаются ими. Однако нашлись те, которым это было не по душе; они разыскали где-то со­ву, стараясь, чтобы крики ночной совы перекрывали песни соловья. Такой «диалог» между соловьём и совой был вроде бы без человече­ских слов и эмоций, однако символически он показывал основные черты нравственно-этического содержания их внутреннего мира.

Как и многие корифеи слова, Абульгасан Алекперзаде в своих повестях стремился при помощи многих художественных средств, в том числе диалога, выразить настоящие человеческие чувства и ха­рактеры людей, своих героев. Особенно искусно это получалось у него в диалогах.

Библиографический список

1. Жданович М. А. Лингвистические средства создания образа персонажа в ху­дожественном диалоге: на материале современной англоязычной прозы и драматургии. Автореферат канд. дисс. на соиск. уч. степени канд. филолог. наук. - Самара, 2005. - 24 с.

2. Литературоведение. Энциклопедический словарь. - Баку, 1998.

3. Хализев В. Е. Теория литературы. - М. : Высшая школа, 1999.

4. Абульгасан. Крымские повести. - Баку, 1968 (на азербайджанском языке).

<< | >>
Источник: Девятых Сергей Юрьевич. Общество, культура, личность. Актуальные проблемы со­циально-гуманитарного знания. 2012

Еще по теме ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АБУЛЬГАСАНА):

  1. Электронные платежные средства и системы могут выступать как предмет преступного посягательства или как средство совершения преступления.
  2. Борель применяет свою концепцию статистического детерми­низма дпя раскрытия характера эволюции Вселенной
  3. 1.19. Юридическая наука как диалог
  4. 13.5. Раскрытие роли гипогликемии как одного из биохимических стимуляторов агрессивности
  5. Глава 2 Электронные платежные средства и системы как предмет преступного посягательства и средство совершения преступлений
  6. ГЛАВА 3. СРЕДСТВА НОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ АКТЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
  7. Национальный характер русского народа как фактор формирований правовых учений
  8. Произведения
  9. Ионас В.Я.. Произведения творчества в гражданском праве. 1972, 1972
  10. Ф. Гизо ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ, РАЗЛИЧНЫЙ ЕЕ ХАРАКТЕР ПО СОВРЕМЕННЫМ НАРОДНОСТЯМ
  11. 8.1. Сознание как средство постижения