ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА
С. А. Шахгусейнова Азербайджанский государственный университет культуры и искусства, г. Баку, Азербайджан
Summary. The article considers some problems of the evolution of society, in particular - social evolution.
Particularly it focuses on the aesthetic culture, which -according to the author - is the main result of this process. Partially it addresses the problems prior to the aesthetic culture as an aesthetic attitude to reality and its main components - aesthetic consciousness and aesthetic activity.Key words: social evolution; aesthetic culture; aesthetic consciousness; aesthetic activity; aesthetic attitude to reality.
В процессе социальной эволюции человек создал множество духовных ценностей, в том числе и эстетическую культуру.
Эстетическая культура, как и культура в целом, наполняет человека огромным духовным содержанием, вдохновляет на активную творческую деятельность, тем самым играет большую роль в жизни народа. «Воплощённая в тех или иных культурных ценностях, лучших человеческих идеалах, эстетическая культура во все времена и эпохи возвеличивала человеческое начало в человеке, активно способствовала гуманизации человеческого общества, служила великому делу социального прогресса» [1, с.
3].Нельзя не согласиться со словами Ф. Энгельса о том, что человека породил труд. Именно в процессе труда человек в прямом смысле стал человеком, т. к. вынужден был общаться с людьми, работать, вносить предложения, спорить, защищаться, добиваться своего или проигрывать. Также менялся и внешний облик человека, притом не только физически, но и эстетически. Значит, наряду с трудом, человека породила также красота. По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Человек выделился из мира животных и стал одарённым существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днём, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился и начал создавать новую красоту» [2, с.
4].Человек постепенно приобретает способность не просто видеть предметы, но и отличать в процессе восприятия красивое от некрасивого, ощущать красоту, переживать эстетические чувства.
При раскопках поселений людей первобытного общества были обнаружены ранние продукты трудовой деятельности - украшенные орнаментом орудия труда, предметы быта, а также многочисленные художественные изображения животных. Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства свидетельствует о зарождении эстетического чувства ещё у первобытного человека. Поскольку первобытные люди умели художественно оформлять предметы обихода, ритуальные празднества, создавать наскальные изображения, значит, они испытывали удовольствие от их восприятия, то есть обладали эстетическим чувством.
В ходе жизни, разнообразной практической деятельности и общения с окружающими происходит социализация личности человека - процесс и результат усвоения человеком социального опыта, формирование личности в общении с окружающими. У человека постепенно складываются материальные и духовные потребности, целеполагание, шкала ценностей. Сначала стихийно, потом всё более сознательно, в результате практической деятельности создаются такие продукты, под влиянием которых зарождается эстетическое чувство, а потом формируется эстетическое сознание [4, с. 3].
Эстетическая культура - прежде всего результат эстетического отношения человека к действительности, которое проявляется, с одной стороны, как эстетическое сознание и как эстетическая деятельность - с другой.
Как правило, всякое сознание, в том числе и эстетическое, предшествует подобной деятельности. Например, создание произведения искусства как высшей формы эстетического отношения к действительности, в том числе эстетической деятельности, сначала происходит в сознании художника, подвергаются анализу накопленные материалы, результаты наблюдений, и только после этого происходит в прямом смысле создание художественного продукта. В обыденной жизни тоже происходят подобные процессы: чтобы заняться дизайном (как специфической формой эстетической деятельности) квартиры, человек сначала строит планы в своём сознании, активизируя воображение.
Чтобы претворить в жизнь красоту, он придумывает её. Отсюда: первично - духовное, а не материальное .Эстетическое сознание - как более пассивная сторона эстетического отношения к действительности, чем эстетическая деятельность, состоит из ряда компонентов, которые играют важную роль также в творческом процессе. Так как каждый компонент эстетического сознания одновременно является психическим процессом, то рассматривать их целесообразно как психологические явления, которые делятся на 3 группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния и 3) психические свойства или качества. Психические процессы в свою очередь делятся на эмоциональные, волевые и познавательные.
Чтобы не повторять уроки психологии, мы будем говорить только о тех психических явлениях, которые играют важную роль в процессе эстетического освоения действительности, в числе которых - познавательные процессы. К познавательным процессам относятся, во-первых, процессы чувственного познания, которые существуют как у людей, так и у животных, и во-вторых, процессы логического познания, существующие только у людей. Процессы чувственного познания - это ощущение, восприятие, внимание, память и представление, процессы же логического сознания - это воображение, речь и мышление.
Ко второй группе - к психическим состояниям, прежде всего, относятся чувства и эмоции, без которых восприятие искусства почти невозможно, т. к. существуют такие их разновидности, как эстетические чувства и художественные эмоции. Другие компоненты психических состояний - депрессия, шок, стресс, аффекты и т. д. в данном случае менее интересны.
Третья же группа - индивидуально-психологические качества человека: потребности, интересы, характер, темперамент, идеал, вкус, способности, мировоззрение и т. д. Каждый из этих компонентов, так или иначе, участвует в творческом процессе. Они имеют отношение как к художнику, так и к реципиенту. Назовём их разновидности. Это эстетические и художественные потребности, эстетические и художественные интересы, эстетический и художественный вкус, эстетический идеал, художественные способности и т.
д.Эстетическая деятельность как активная сторона эстетического отношения к действительности формируется на основе образно-чувственного мышления, которое порождает эстетику труда, эстетику производства, эстетику быта, дизайн, экологическую эстетику, и конечно, искусство, которое является ядром эстетической деятельности, в том числе культуры.
Искусство возникло на основе развитых эстетических потребностей и эстетических способностей человека. Искусство всегда возникало и функционировало только в обществе.
Процесс формирования у людей способностей действовать целесообразно растянулся на столетия, что дало возможность человечеству создать богатство мира культуры, множество её форм и развить в человеке собственные возможности, которые позволяют ему вольно творить в пределах исторически обусловленных потребностей.
Эстетическая культура как специфический компонент целостной универсальной человеческой культуры вообще представляет собой незаменяемую форму социализации человека, социальной регуляции его связей, утверждения личности в окружающем мире.
Библиографический список
1. Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социальный прогресс. - Киев : На-укова думка. - 1978.
2. Толстых В. И., Эренгросс Б. А., Макаров К. А. Эстетическое воспитание : учебник. - 2-е изд. - М. - 1984.
3. Байрамов А. С., Ализаде А. А. Психология : учебник для вузов (на азерб. яз.). - Баку, 1989.
4. URL: http://libsib.ru/estetika
Еще по теме ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА:
- Возникновение сознания Лавров рассматривает как результат длительной эволюции природы.
- Раздел 1 ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ ГОСУДАРСТВА
- 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
- Тема 13. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений
- Составной частью общей культуры общества является культура физическая, и первый шаг к овладению ею - ежедневная, в любое время года, утренняя зарядка.
- Тема 7. Общество: типология обществ и социальные институты
- 2.2 Структура общества. Социальные институты и социальные организации
- Социальная неоднородность общества 3.1.1. Факторы, определяющие социальную неоднородность общества
- 14. Приемы совершения преступлений и социальная эволюция
- Тема 13. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений