<<
>>

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИЗМА

О. В. Володина Карельская государственная педагогическая академия,

г. Петрозаводск, Россия

Summary. This article gives definitions of culture and its functions. Cultural studies of humanism consider man as the main value. Humanistic function defines a strategy of moral and aesthetic development and improvement of the individual and incorporates the spiritual culture of society.

Key words: culture; humanity; individual; society; values; spirituality.

Понятие "культура" трактуется в научной литературе как ре­зультат и процесс социальной деятельности человека; совокупность знаний, умений, характеристик и привычек индивида, уровень раз­вития индивидуальности личности и др.

В науке об обществе куль­тура рассматривается не глобально, а в её материальных и духовных аспектах.

Культура выполняет следующие функции:

1) гуманистическую - формирует и образует человека, опреде­ляет стратегии его нравственного и эстетического развития и со­вершенствования, приобщает к духовной культуре общества - со­зданным и принятым духовным ценностям и эстетическим идеалам, формирует духовную культуру личности;

2) смыслообразующую - даёт смысл явлениям человеческого бытия;

3) оценочную - смысл как духовное образование возникает в процессе и результате оценивания человеком явлений внешнего природного, социального и духовного мира;

4) деятельностую (праксиологическую) - культура во взаимо­действующей системе с человеком преобразует мир;

5) познавательную - даёт возможность теоретического и прак­тического освоения действительности;

6) нормативную - отбирает из общепринятых норм (с точки зрение морали, традиции) только такие, которые соответствуют гу­манистическим принципам;

7) регулятивную - связывает разнообразные виды деятельно­сти, имеющие культурное значение (например, техническое творче­ство в образовании и искусстве и т.п.);

8) коммуникативно-информационную - в эмоциональном, ин­теллектуальном, нравственном, деловом, информационном и др. общении происходит передача опыта, обмен сведениями;

9) адаптивно-охранительную - адаптирует культуру к переме­нам общества и всемирного сообщества, сохраняя при этом соб­ственную культурную идентичность;

10) ориентировочную - направляет развитие общества и чело­века: духовная культура ориентирует на высокие духовные идеалы;

11) воспитательную - всестороннее развитие личности проис­ходит через освоение культурных ценностей и норм.

Культурологическая направленность гуманизма позволяет рассмотреть человека в качестве ценности, его места в ценностной иерархии. В этой связи целесообразно обратиться к междисципли­нарному исследованию такого сложного системного объекта, как культура в рамках семиотического направления (Ю. Лотман, Б. Успенский, В. Топоров и др.). Семиотическая концепция культу­ры раскрывает её сущность через зависимость знака от смысла, ко­торый он выражают. Культура определяется как система смыслов. Исходя из семиотической концепции культуры, гуманизм трактует­ся как теория (или учение), обосновывающая высшую ценность че­ловека в рамках логико-понятийного языка культуры. Гуманность (или человечность) является характеристикой поведения (в широ­ком смысле), в котором проявляются установки на признание чело­века высшей ценностью. Самоценность человека в рамках эмоцио­нально-образного языка понимается как "милосердие". Основная задача культуры понимается в предоставлении человеку системы смыслов для ориентации в окружающем мире. Осмысление челове­ком действительности происходит на различных культурных языках (на рациональном - через понятия и логику; на художественном (чувственном) - через эмоционально-окрашенные образы; на пове­денческом и моральном - через образцы поведения и ценностные ориентации) и ведёт к наделению смыслом окружающего мира, а также поиску собственного смысла.

Перспективы развития человеческого общества, становление "человеческого в человеке", надежды на будущее человечества связа­ны с принципами нового, реального гуманизма. Культура как систе­ма духовных ценностей выступает содержанием образования, про­странством становления и существования человека духовного. В гуманистической педагогике воспитание и обучение являются вза­имопроникающими и взаимозависимыми процессами с определяю­щей ролью воспитания как целенаправленного процесса культурного развития человека. Цель воспитания трактуется как наиболее полное культуроёмкое развитие человека, способного к духовному и физиче­скому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Воспитание создаёт культуру личности - гармонию культуры знаний, чувств и творческой деятельности. Стержнем культуры личности яв­ляется духовность - её богатый интеллектуальный и эмоциональный мир, высокий уровень нравственного развития, определяющий пове­дение личности и её стремление следовать общечеловеческим и ду­ховным ценностям. Результативность усвоения культуры в процессе обучения и освоения культуры в воспитательном процессе зависит от активности человека, его способности к саморазвитию, которые по­тенциально заложены природой и которые необходимо развивать, обеспечивая положительную мотивацию.

Библиографический список

1. Бородавкин С. В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме // Вопросы философии. - 2004. - № 5. - С. 163-176.

2. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для высш. учеб. заведе­ний / под ред. В. А. Сластенина. - М. : ACADEMY, 2002. - 144 c.

3. Миголатьев А.А. Философии культуры // Социально-гуманитарный жур­нал. - 2000. - № 1. - С. 85-104.

<< | >>
Источник: Девятых Сергей Юрьевич. Общество, культура, личность. Актуальные проблемы со­циально-гуманитарного знания. 2012

Еще по теме КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ГУМАНИЗМА:

  1. Глава I. история гуманизма......................................................... 1 1. Гуманизм в современном понимании................................ 2 2. Классификация гуманизма ................................................. 3 3. Христианский гуманизм ..................................................... 4 – Зарождение христианского гуманизма ........................... 5 – любовь к ближнему ......................................................... 6 4. либеральный гуманизм .............
  2. Правовая проблематика в концепциях славянофилов и западников ставилась в ракурсе общих культурологических и исторических вопросов.
  3. 4. либеральный гуманизм Древний гуманизм
  4. Историко-культурологическое изучение антропогенного ландшафта
  5. 1.12. Цивилизационный (духовно-культурологический) подход
  6. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКО-ВИЗАНТИИСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РОССИЙСКОЙ ПОЧВЕ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
  7. Гражданский гуманизм.
  8. Гуманизм
  9. 1. гуманизм в современном понимании
  10. 3. Христианский гуманизм