<<
>>

3.3. Двигатели психической жизни. Работа с подсознанием. Освобождение мышц.

Разрабатывая пути к овладению чувствами роли, Станиславский рекомендует сначала избавиться от мышечного напряжения, так как настоящим злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы.

Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нор­мальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, что­бы они не сковывали свободы действия.

Наряду с этим К.С. Станиславский утверждал, что тело нельзя освободить в пол­ной мере от всех излишних напряжений. Такая задача, по его мнению, не только невыполнима, но даже излишня, что ослаб­лять мышцы необходимо, и при том постоянно, как на сцене, так и в жизни. Без этого зажим и судороги мо­гут дойти до крайних пределов и задушить зародыши живого чувства в момент творчества.

У каждого человека они всегда будут создаваться при публичном выступлении, уменьшишь напряжение в спине – оно появится в плече, удалишь его оттуда, а оно появляется в диафрагме. Поэтому нужно постоянно и неустан­но вести борьбу с этим недостатком, никогда не пре­кращать ее. Уничтожить «зло» нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера.

Роль контролера заключается в наблюдении за тем, чтобы ни­где не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Ма­ло того – его надо превратить в нормальную привыч­ку, в естественную потребность и не только для спокой­ных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема.

Таким образом прежде чем начать творить, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими. Изучение этого элемента можно разбить на следующие этапы:

1. выработка мышечного контролёра;

2. определение центра тяжести и точки опоры;

3. воспитание навыков и умения определять работу мышц. Знать какие мышцы несут нагрузку при определённом физическом действии, и уметь пользоваться этими мышцами ровно настолько, насколько требует свершение данного действия;

4. оправдание позы, жеста, движения. Каждое движение, положение, позы и жест должны быть оправданы, продуктивны и целесообразны.

Физическая, или мускульная свобода человека, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения мускульной энергии. Мускульная свобода это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют, не больше и не меньше. Способность целесообразно распределять мускульную энергию основное условие пластичности человеческого тела. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для каждого положения тела в пространстве основной закон пластики.

Этот закон можно назвать внутренним законом, так как он совершенно не касается внешнего рисунка движений и поз. Каков бы ни был характер и рисунок движения или позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть, прежде всего, подчинены внутреннему закону пластики. Таким образом, всякое целесообразное движение, если оно подчинено внутреннему закону пластики, будет красиво, потому что свободно.

Для того чтобы научиться управлять своим вниманием на глазах у зрителя, исполнителю необходимо тренировать эту способность. Знание своего тела (внутренняя сосредоточенность) дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. Внешняя свобода есть результат внутренней свободы. Абсолютная внутренняя убежденность – вот истинный источник внутренней, а, следовательно, и внешней свободы.

При­вычка к непрерывной самопроверке и к борьбе с напря­жением должна стать нормальным состоянием артиста на сцене. Этого надо добиваться с помощью долгих уп­ражнений и систематической тренировки. Надо довести себя до того, чтоб в минуты больших подъемов привыч­ка ослаблять мышцы стала более нормальной, чем потребность к напряжению

Упражнение заключается в том, чтобы лечь на спи­ну на гладкой жесткой поверхности (например, на полу) и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются.

При этом для более ясного осознания своих внут­ренних ощущений можно определять словами места зажима и говорить себе: «Зажим в плече, в шее, в ло­патке, в пояснице».

Замеченные напряжения надо тотчас же ослаблять, одно за другим, ища при этом все новые и новые.

«На сцене не должно быть необоснованных поз. Те­атральной условности не место в подлинном творчестве и в серьезном искусстве. Если же условность почему-либо необходима, то ее следует обосновать, она должна служить внутренней сущности, а не внешней краси­вости»[46]. На сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента.

Первый – излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления.

Второй – механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера.

Третий – обоснование или оправдание позы в том случае, если она сама по себе не вызывает веры самого артиста.

Таким образом, в процессе создания роли, при устранении мышечного напряжения необходимо проделывать следующее действие: напряжение, освобождение и оправдание.

К.С. Станиславский советовал: двигаться, дейст­вовать, выполнять внутренние приказы, выражая жизнь своего человеческого духа. Чтобы действие было правдивым нужны задача (внутренний приказ), духовный мате­риал, жизнь человеческого духа для воплощения ее.

Внеш­нее сценическое самочувствие складывается из следующих составных частей: мимики, голоса, интонации, речи, движения, пластики, физического действия, общения и приспособления.

Все эти элементы внешнего сценического самочувст­вия должны быть выстроены, подготов­лены, для того чтоб сделать физический аппарат вопло­щения, то есть телесную природу исполнителя, тонким, гиб­ким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чув­ство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать.

Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутрен­ним приказам воли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновен­ного, бессознательного, инстинктивного рефлекса.

Вопросы и задания:

1. Какова роль игры в процессе социального общения?

2. Назовите основные виды игр, значимые для специалиста сферы сервиса.

3. Что нового внесли Д.Г. Мид, И. Гофман в процесс социализации личности?

4. Как применяется методика работы Д.Л. Морено в процессе социализации личности и в практике имиджмейкинга?

5. Объясните возможность применения театрализованных форм в практическом имиджмейкинге.

6. Какова роль внимания в развитии творческих способностей.

7. Назовите основные виды и круги внимания.

8. Какие упражнения тренируют навыки внимания?

9. Что такое «внутреннее видение», «второй план»?

10. Роль воображения в развитии творческих способностей.

11. Перечислите основные упражнения, тренирующие навыки внимания, фантазирования.

12. Какова роль эмоций и чувств в развитии творческих способностей?

13. Назовите упражнения, тренирующие эмоционально-чувственную природу человека.

14. Перечислите упражнения тренирующие освобождение мышц, раскрепощение, владение мышечным аппаратом.

<< | >>
Источник: ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 3.3. Двигатели психической жизни. Работа с подсознанием. Освобождение мышц.:

  1. Двигатели психической жизни. Работа с подсознанием. Освобождение мышц
  2. 3.3. Двигатели психической жизни. Эмоции и чувства в сценическом творчестве и в жизнедеятельности человека.
  3. Упражнения на освобождение мышц.
  4. ПОДСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В НАШЕЙ ЖИЗНИ
  5. 8.2. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе
  6. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
  7. 4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования)
  8. ГЛАВА 1. СТРЕСС НА РАБОТЕ И В ЖИЗНИ
  9. ГЛАВА 3. ДЕПРЕССИЯ В ЖИЗНИ И НА РАБОТЕ
  10. Работа с проекцией в вашей жизни
  11. Примеры позитивных убеждений Сфера жизни: КАРЬЕРА / РАБОТА