<<
>>

4.1. Технология формирования имиджа семьи.

Имидж является проявлением группового поведения. И как уже говорилось создание имиджа – это особый вид социально­го познания, при котором в качестве объекта познания выс­тупает субъект. Если таким субъектом является индивид, то в процессе категоризации в качестве класса, к которому его относит познающий субъект, выступает социальная группа.

Имидж семьи – это имидж, направленный на потомков. Он является внутренним имиджем, формируется в семье для её членов и для будущих поколений.

Основное предназначение имиджирования, его стратегическая цель в том, чтобы сформировать идеальный имидж семьи как средство, способствующее достижению жизненного успеха каждого из ее членов.

Исходный этап имиджирования при создании имиджа семьи – познание психологического климата в семье. Важны и другие его этапы: объективизация самооценки семьи (гармонизация внешнего облика и внутреннего психоэмоционального состояния); коррекция поведенческих стереотипов; выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, соответствующих ожиданиям окружения; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал каждого члена семьи; формирование устойчивых коммуникативных навыков, соответствующих семейному имиджу; моделирование индивидуального стиля общения в различных жизненных ситуациях, овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и многое другое.

В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей, так как она является сферой междисциплинарных исследований. Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке. С точки зрения имиджелогии необходимо рассматривать семью, как особую систему, характеризующуюся цикличностью процессов становления и развития, а также как пространства, в котором человек проживает различные эмоционально значимые события и осуществляет творческую деятельность по воспроизводству жизнедеятельности.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддерживания существования членов семьи. По существу, семья позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наличие триединого отношения супружества – родительства – родства обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. Семья – ячейка общества со всеми неизбежными атрибутами: экономика, политика, культура. Таким образом, можно сказать, что семья, как и ее имидж, занимают достаточно большое место в жизни любого человека, общества, страны.

Большую роль в создании имиджа семьи играет воспитание. Традиционно забота о детях, оказание эмоциональной поддержки членам семьи и домашняя работа являются главными обязанностями матери и жены. В то же время отцы отвечают за материальное обеспечение семьи и ее положение в обществе. В современном обществе традиционное разделение обязанностей встречается не всегда. Это обусловлено наличием семей, где отцы участвуют в домашних делах и воспитании детей и бразды правления постепенно переходят в руки женщины. Во время беременности будущий отец является ответственным за оказание эмоциональной поддержки жене.

Такие особенности родительского стиля поведения, как положительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству оказывают существенное влияние на развитие ребенка.

Стиль родительского поведения также влияет на взаимоотношения между родителями и ребёнком. Вместе с тем нет жёсткой зависимости между удовлетворённостью супругов своими взаимоотношениями и личностным развитием их детей. Последнее больше зависит от того, насколько стабильно родители занимаются их познавательным и физическим развитием. Особое внимание следует обратить родителям на своё психическое и нравственное здоровье. Недооценка состояния своего психического здоровья наносит сильнейший вред их детям. Для людей, обладающих добротным нравственным здоровьем, честь своего имени, забота о счастье детей, уважительное отношение к взглядам и желаниям своего партнёра – основополагающие моральные ценности. Они упорно соблюдают традиционную структуру семьи, воспитывают у детей не только стремление к личному успеху в жизни, но и обязательное сохранение достойного имиджа своих родителей и родственников.

Психолог Дайана Баумрид выделяет три стиля воспитания. Под стилем воспитания понимается способ управления человеческим поведением. Авторитарный стиль воспитания заключается в руководстве поведением других людей посредством жестких, необъяснимых правил. В авторитарной семье родители сами принимают все решения и добиваются их выполнения с помощью применения силы и наказаний. Следующим стилем воспитания является вседозволенность – метод руководства поведением, отрицающий дисциплину.

Вседозволенность - это противоположность авторитарности, поэтому в данном случае ребенок принимает решения самостоятельно, а родители не устанавливают жесткие правила, ограничения или запреты.

Наиболее оптимальным является демократичный подход к воспитанию детей. При таком методе руководства поведением правила и требования объясняются и логически обосновываются. Демократичный подход направлен на то, чтобы дети научились сами управлять своим поведением[28].

Формируя технологию создания имиджа семьи, мы рассматриваем следующие составляющие:

· игровая терапия, так как это универсальное средство общение взрослых и детей;

· мифологизация - объединяющая всех членов семьи идея;

· семейные традиции - необходимо чтобы о семье знали как можно больше, прежде всего сами члены семьи;

· письменность – так как она способствует самоидентификации семьи, интеграции родственного коллектива в пространстве и времени.

Игровая терапия. Игровой характер семейной терапии имеет стратегически важное значение. Игра позволяет больше узнать об эмоциональной жизни членов семьи, выявить их желания и стремления, сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности. Достаточно часто в повседневной жизни у детей и взрослых мало общего, поэтому игровая терапия наиболее приемлема, так как она помогает семье найти баланс между деятельностью ради детей и деятельностью ради взрослых. В такой работе наиболее эффективны такие методы, как кинетический рисунок семьи, свободная игра или свободное рисование, проигрывание различных ситуаций, когда члены семьи имитируют роли друг друга. Эти формы деятельности позволяют достичь взаимной эмпатии.

Семейная игра обеспечивает такой подход, при котором родители обучаются более эффективным способам взаимодействия с детьми, причем созданная атмосфера улучшает восприимчивость к подобной информации и позволяет детям чувствовать себя свободно и комфортно. Игра – это детское средство общения, следовательно, она обеспечивает возможность глубокого понимания ребенка и его семьи. Посредством игры выражаются скрытые мысли и чувства, при этом, играя, семья получает общее удовольствие.

Существует достаточно много методик и техник игровой терапии семьи, но наиболее распространенными при семейном имиджировании считается семейное интервью с использованием марионеток и различные техники арт – терапии.

Игра марионетками создает безопасную атмосферу, которая способствует процессам идентификации и поэтому содействует проекции собственных переживаний и межличностных отношений на действующие персонажи. Преимущество данной техники в том, что дети легко отождествляют себя с марионетками и проецируют свои переживания на фигурки, переносят на них свои конфликты.

Семейное интервью с использованием марионеток приводит семью в более комфортное, свободное состояние, и оно особенно эффективно, когда имеют место трудности в общении или в случаях с высоко рациональными или аналитическими семьями. Общение на символическом уровне является способом разрешения конфликтов и способом беседы. Символы предоставляют безопасный способ говорить зашифровано. В процессе развития истории участники взаимодействуют на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Они слушают то, что придумывает другой, и пытаются создать общую историю.

Изобразительные искусства представляют собой инструмент, с помощью которого человек может выразить свой внутренний мир Творческая работа в малых группах способствует самовыражению, самосознанию и позитивному внутригрупповому взаимодействию. Рисунки раскрывают отношения между членами семьи и восприятием семейных ролей. Развитие семьи выявляется в рисунках через их содержание, символы, величину, местоположение объектов и фигур и процесс их создания. Благодаря совместной работе улучшаются взаимоотношения, способы выражения чувств и эмоций.

Мифологизация. Семейный миф - это объединяющая всех членов семьи идея, образ, знание, история или идеология. Миф определяет поведение членов семьи, диктует нормы внешнего и внутреннего взаимодействия, в особенности при переживании семьей кризисных ситуаций, при изменении состава, границ и условий существования семьи. Миф - это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это...». Это знание актуально не всегда, оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. Формируется миф примерно в течение трех поколений. Рассмотрим в качестве примера очень полезное и понятное описание семейного мифа, представленного в книге М. Сильвана Палацолли, Д. Пратта, Л. Босколио и Д. Чекин «Парадокс и контрпарадокс». Миф назывался: «Мы - дружная семья», часто встречающийся и очень распространенный в нашей культуре – такой специальный «аграрный» миф. В этой книге описывается семья арендаторов-фермеров, которые жили и работали в Италии в годы Первой мировой войны. Понятно, что для того, чтобы выживать в условиях сельской жизни, необходимо единство, они живут все вместе. В свою очередь дети создают свои семьи. Переехав в город, они вновь объединяются все в одном доме. Живут все вместе, очень дружат, и дети тоже дружат. Дела идут хорошо, и они переезжают в другой район в большой дом. Там уже у каждой семьи есть своя большая квартира, но двери не закрываются, и дружба продолжается, несмотря ни на что.

Еще один пример «Мы -семья героев». Для людей, которые живут в этом мифе, совершенно необходимы трудности, необходимо преодоление, они за все должны биться, при этом, испытывая такое специальное чувство как переживание преодоления. Однако с развитием жизненного цикла существует некая закономерность смены мифа. Миф о героях часто в следующих поколениях преобразуется в миф о спасателях.

Внешнюю основу семейных мифов составляют семейные правила. В каждой семье существуют гласные и негласные правила жизни. Семейные правила - «это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии», гласная или негласная договоренность, «что позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо».

Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи. Культурно заданные правила семейной жизни известны всем (например, все знают, что дети должны почитать родителей), уникальные правила известны только членам данной семьи. Правила – это то, как семья решила отдыхать и вести свое домашнее хозяйство, как она тратит деньги и кто именно может это делать в семье, а кто нет; кто покупает, кто стирает, кто готовит, кто хвалит, а кто по большей части ругает; кто запрещает, а кто разрешает. Это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии. В большой семье, состоящей из одних взрослых, растет поздний и горячо любимый ребенок. Наиболее часто исполняемое правило этой семьи: ни в коем случае не ругать ребенка ни за что, а хвалить его при каждом удобном случае, восхищаться и умиляться про себя и вслух, индивидуально и в группах. Согласно правилу этой семьи такое поведение есть выражение любви к ребенку. Если кто-либо, гость или дальний родственник, нарушит это правило: не похвалит, не восхитится или, хуже того, сделает замечание ребенку - он нарушит существенное правило жизни этой семьи, поставит всех в неловкое положение и не будет в дальнейшем желанным гостем. Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Изменение семейных правил – болезненный процесс для членов семьи. Правила семейной жизни касаются, в принципе, всех областей. Часть правил, культурно заданных. Часть правил, которые вырабатываются внутри семьи, в каждой – свои. В российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. С одной стороны, есть правило о том, что муж должен быть главой семьи, деньги в дом нести и т.д. С другой стороны, в русских народных сказках образ мужа, мужчины олицетворяет человека, который преуспевает, только слушаясь кого-либо. Это может быть магическое животное – серый волк, Конек-Горбунок, щука, или женщина-оборотень царевна-лягушка. Женский же сказочный или фольклорный образ – это образ сильного, часто могущественного человека (Царь-девица). В современных семьях много гласных (например, «Если задерживаешься – предупреди») и негласных, сложных, витиеватых правил, пронизывающих нашу жизнь.

Семейные традиции. Огромно влияние семейных традиций на создание имиджа семьи. Очень часто в современном мире семьи забывают о них, а многие даже не представляют что это такое. Для создания положительного имиджа семьи в общественном мнении необходимо чтобы о ней знали как можно больше и прежде всего сами члены семьи.

Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, собираться всей семьёй на воскресный обед за домашним столом. Во многих странах к семейным сборам за столом относятся с большим вниманием. Ничто так не сплачивает, как совместная трапеза. Важно, чтобы один приём пищи в семье был совместным. В нынешних условиях это может быть ужин. Работающие члены семьи стараются завершить все свои дела и поспеть к вечерней трапезе, и только в исключительных случаях позволяется нарушать этот ритуал. Но если будничный ужин всё же можно пропустить, то воскресный обед – ни в коем случае. Стол празднично сервируется, к обеду нарядно одеваются. Воскресные обеды непременно накрываются в комнате, даже если кухня вполне годится для того, чтобы называться столовой. Воскресный обед – это семейный праздник. За обедом возникают непринуждённые разговоры между членами семьи, во время которых родители могут ненавязчиво учить детей тому, что обычно те не хотят воспринимать в другое – «несъедобное» время.

Одним из ярких семейных праздников является встреча Нового Года. В этот праздник в доме обязательно собираются все родственники. За праздничным столом у каждого – свое место. На столе – любимые блюда и лакомства. Праздник – это не только стол. Каждый год всех ожидает какой-то сюрприз, неожиданность. Эти часы общения, какого-то единения поколений приносят радость всем. Стираются возрастные грани.

Вот еще некоторые традиции: «затяжные» ужины, когда рассказывают друг другу, как прошел день, обсуждают текущие дела и проблемы; это обязательное поздравление детей с началом и окончанием учебного года; это ежемесячная «стипендия» от бабушки и дедушки.

Письменность. Письменные традиции, как правило, в семьях утеряны, но, возрождая их, мы увековечиваем свою семью. Под «семейной письменностью» мы понимаем всю совокупность функционирующих в частном быту текстов, преимущественно рукописных, имеющих различную жанровую принадлежность и многообразные «материальные» воплощения.

Наличие письменной традиции способствует самоидентификации семьи, интеграции родственного коллектива в пространстве и времени. На функционирование и состав письменных материалов существенно влияют профессиональные занятия родственников, спроецированные на семейную сферу. Семейная письменность – это рукописная традиция, что не исключает возможность использования современных средств тиражирования. Фактически в семейной культуре отмечается бытование всех форм письменности при очевидном преобладании определенных разновидностей. В виде книг, тетрадей, блокнотов, альбомов, календарей и т.п. оформляется литература обиходного назначения и мемуарная. Записи в них продолжаются до известного времени, затем такие книги могут переоформляться в соответствии с потребностями.

Функционирование семейной письменности осуществляется на двух уровнях: активного использования и/или хранения. Статус реликвии может приобрести любой письменный памятник, что связано с сакрализацией родственной связи. Авторские произведения (дневники, беллетристика) ассоциируются персонально с родственником, приобретая в этой связи дополнительные значения.

По функциональному признаку можно условно разграничить мемориальную семейную письменность, повседневно-обиходную, ритуально-праздничную, ритуально-магическую, игровую и с преобладающей эстетической функцией. Исключительное значение имеет письменность в мемориализации истории рода. Глубина памяти и объем знаний находятся в прямой зависимости от того, что в семье считается подлежащим запоминанию, от наличия и сохранности семейного архива, обычно включающего наряду с документами и фотографиями письма, генеалогические схемы с пояснительными текстами, дневники и мемуары отдельных родственников.

Структура родословных книг различается. Одни могут представлять хронологические записи основных событий жизненных циклов рода: бракосочетаний, рождений, смертей.

Огромную роль в формировании летописи семьи играет ведение дневников. В которых могут храниться различные памятки, начиная от записей о весе и росте первенца и заканчивая наивными рассуждениями и надеждами молодой мамы. К сожалению, эта традиция забывается. В составе семейной книжности важное место занимают постоянно пополняющиеся домашние лечебники, кулинарные книги, адресно-телефонные, приходно-расходные и т. п., регулирующие повседневную жизнедеятельность.

Одной из письменных традиций может быть книга мудрых мыслей и цитат. Она может состоять из детских высказываний и смешных слов, открыток, которые они дарили родителям, когда только учились писать. Туда могут входить все клички, которые давали малышу в детском саду, эпитеты, которыми награждали его бабушки и дедушки. Не забывайте даже торопливые записи, которыми обмениваются члены семьи, уходя на работу.

Семейный фотоальбом – разновидность летописи рода, в котором визуальные образы дополнены подписями и всегда требуют пояснительных текстов. К созданию альбома можно привлечь и детей – вместе интереснее выбирать и приклеивать фотографии, вспоминать даты, придумывать забавные короткие подписи. Несколько фотоальбомов можно сделать тематическими. Пусть один будет посвящен каникулам, другой – дням рождения, третий – юмору, четвертый – играм или каким – то любимым семейным занятиям. А оставшиеся не очень удавшиеся снимки можно сохранить для самодельной газеты.

Психологи советуют «…если ваш ребенок любит рисовать, и каждый день дарит вам свои шедевры, которые скапливаются в каком-то дальнем ящике, устройте выставку его работ. Сделайте рамочки, придумайте подписи, разошлите приглашения друзьям и родственникам».

Еще один способ оставить что-то «для истории» – семейные видеофильмы. Не обязательно включать камеру во время застолий, лучше снимайте путешествия, успехи детей, их и своих друзей, места, где вам приходилось бывать. Попросите самого старшего члена семьи специально для съемки рассказать какие–то истории из своей молодости.

Таким образом, в процессе имиджирования применяется комплексный подход, включающий в себя как игровую природу построения отношений, так и мифологизацию, письменность, традиции и имиджмейкер, работая в данном направлении должен учитывать уникальные свойства и особенности каждой семьи. Такими особенностями являются функции семьи, виды семейно – брачных отношений, стиль воспитания, взгляды, желания, установки, мотивация всех ее членов.

<< | >>
Источник: Метляева Т.В.. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА Модуль 2: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. 2016

Еще по теме 4.1. Технология формирования имиджа семьи.:

  1. Тема 4. Этапы группового имиджирования. Особенности формирования имиджа семьи и имиджа организации.
  2. 3.2. Особенности формирования имиджа политика. Политические технологии.
  3. 3.3. Технология формирования имиджа телеведущего.
  4. Тема 5. Технология формирования имиджа города и региона.
  5. Тема 1 Имидж и его значение в современном мире. Анализ существующих имидж-технологий. Особенности работы имиджмейкера с клиентом.
  6. Тема 3. Особенности построения процесса позиционирования.Технология формирования имиджа политика, телеведущего.
  7. 1.1. Технология создания имиджа. Подходы в определении понятия феномена имидж. Основные типы и функции.
  8. 1.2. Общая характеристика имидж-технологий. Методика работы имиджмейкера с клиентом.
  9. Метляева Т.В.. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА Модуль 2: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016, 2016
  10. ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015, 2015
  11. Раздел 1. Технология создания имиджа: содержание теоретического курса
  12. РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «Технология создания имиджа Модуль 1»
  13. 13.13. Алгоритм формирования имиджа
  14. 4.2. Этапы формирования имиджа организации.
  15. 5.1. Подходы к анализу и формированию имиджа города.
  16. 4.1. Технология формирования голоса и речи.
  17. 4.1. Технология формирования голоса и речи
  18. Тема 1. Инструментарий имиджелогии. Составляющие индивидуального имиджа. Подходы и технология индивидуального имиджирования.