<<
>>

1.1. Технология создания имиджа. Подходы в определении понятия феномена имидж. Основные типы и функции.

Понятие «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является субъект. Таким субъектом могут быть человек, организация, коллектив и, наконец, любой предмет, которому в процессе создания его образа приписываются личностные, человеческие качества.

Анализ становления и развития имиджелогии в современной культуре прослеживается в работах ведущих учёных и практиков имиджеологов. Так, в исследованиях А.А.

Бодалева раскрываются психологические закономерности восприятия и понимания человека человеком в межличностном взаимодействии, процессы формирования отношения к другому человеку как к ценности, специфика феномена первого впечатления.

Понимание имиджа как образа-представления, выражающего первое впечатление, производимое его носителем постулируется в работах Е.А. Петровой. В данной концепции имидж, представлен комплексным образованием, включающим семиотическую, когнитивную, образную составляющие. А также как феномен, который обладает рядом свойств относительной константности, динамичности, ассоциативности, схематичности, открытости, незавершённости и др.

В совместных работах Е.А. Петровой, Н.А. Коробцевой обоснованы основные подходы к формированию имиджа с помощью одежды, а также рассматривается влияние различных социальных факторов специфически-ситуационных (установок, стереотипов, социальных ролей) на формирование индивидуального имиджа.

Комплексный подход к формированию индивидуального имиджа представлен в трудах В.М. Шепеля. Автор предлагает учитывать речь, манеру поведения, особенности «Я-концепции», а также рассматривает невербальные компоненты имиджа и их влияние на процесс общения. Представлен взгляд на имидж как на владение секретами личного обаяния. Наряду с этим в работах данного автора рассматривается техника вхождения в образ и «шаляпинская» (термин Шепеля) школа самопрезентации.

В научной литературе подходы к индивидуальному имиджу человека даются в сравнении с мнением о человеке, возникающим в процессе его взаимодействия с другими людьми. При этом информация о том или ином человеке, поступающая от одного к другому, способствует формированию образа-представления о нём и определяется как имиджформирующая (А.Ю. Панасюк). В работах данного автора высказывается предположение об использовании не только ресурсов сознания, но и подсознания людей в процессе формирования имиджа. Конечной целью такого процесса имиджмейкинга, по мнению того же автора является создание аттракции (притяжения) представителя целевой аудитории к объекту имиджа.

Традиционными в российской науке являются исследования имиджа через анализ восприятия в индивидуальной и коллективной деятельности, общения и социального познания, построения образа (А.А. Бодалев, Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков и др.).

В исследовании имиджа и процессов его построения представляется продуктивной его интерпретация как символического образа, формируемого в процессе субъект-субъектного взаимодействия (И.А. Фёдоров, Е.Б. Перелыгина и др.).

Не вызывает сомнений и тесная связь имиджа с таким психологическим понятием, как Я-концепция, в разработку которого внесли существенный вклад отечественные психологи и акмеологи: А.А. Бодалев, В.М. Шепель, Н.В. Кузьмина, В.С. Агапов, Е.Б. Перелыгина, А.А. Деркач и др.

Значима, на наш взгляд, точка зрения на данное понятие зарубежных исследователей.

Так П. Берд даёт следующее определение имиджа: «…это общая картина вашей личности. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете. Ваши умения, вашу осанку, позы, язык тела, ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы представляете и т.д.».

Э. Сэмпсон подходит к пониманию имиджа человека с позиции его рекламирования и в этом её мнение перекликается с мнением П. Берд: «…рассматривайте свой имидж как рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри. Но это также и обещание, что внешний имидж предоставит умение, компетентность и ценности, которые он рекламирует». А также имидж рассматривается как совокупность стилевых особенностей, в котором стилевая характеристика выступает в качестве структурного компонента имиджа.

Д.В. Журавлёв под имиджем понимает специфическое единство типичных признаков, уп­равляющих индивидуальным, груп­повым и массовым сознанием. Предметом имиджелогии яв­ляется межмодальностная интегра­ция стилевых особенностей. Краткий анализ категории «стиль» в разговорной речи позволя­ет сделать некоторые выводы:

· стиль это нечто не изна­чально данное, а созданное или вы­работанное самим человеком, даже если речь идет о его собственных ка­чествах;

· «стиль» в разговорной речи, как правило, подчеркивает своеобра­зие формы;

· понятие «стиль» применяется для описания индивидуально-ти­пичных особенностей (следует обратить внимание, что типичные, а не типо­логические) различных модальнос­тей: одежда, общение, деятельность, макияж и т.д.

Оценки «плохой» и «хоро­ший» по отношению к стилю употреб­ляются, скорее, лишь в смысле отно­шения говорящего к способам реали­зации, но не качеству того, что реали­зуется. Например, интересные мысли могут быть изложены плохим, с точки зрения критика или существующих в обществе норм, стилем, а стиль одеж­ды или поведения, скажем красивой девушки, непривлекательным или, напротив, привлекательным;

Завершая анализ направлений изучения «стиля» в психологии, хоте­лось бы сделать некоторые выводы:

· в психологии стилевые прояв­ления изучаются в связи не столько с поглощением их в продуктах деятельности человека, сколько с индивидуальностью субъекта, порождаю­щего и выражающего себя в ней – индивидуальный стиль;

· индивидуальный стиль изучается в рамках личностного, деятельностного и когнитивного подходов, которые могут эффективно использо­ваться для описания индивидуально­го имиджа;

А также стиль рассматривается как прием психологического воздействия, способ саморегуляции и самостроя, как «важнейший элемент предстартовой подготовки, необходимый атрибут любых достижений». Как совокупность стилевых особенностей, в котором стилевая характеристика выступает в качестве структурного компонента имиджа.

<< | >>
Источник: ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015. 2015

Еще по теме 1.1. Технология создания имиджа. Подходы в определении понятия феномена имидж. Основные типы и функции.:

  1. Тема 1 Имидж и его значение в современном мире. Анализ существующих имидж-технологий. Особенности работы имиджмейкера с клиентом.
  2. Метляева Т.В.. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА Модуль 2: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016, 2016
  3. ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015, 2015
  4. Раздел 1. Технология создания имиджа: содержание теоретического курса
  5. РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «Технология создания имиджа Модуль 1»
  6. Тема 1. Инструментарий имиджелогии. Составляющие индивидуального имиджа. Подходы и технология индивидуального имиджирования.
  7. Тема 2. Инструментарий имиджелогии. Составляющие индивидуального имиджа. Подходы и технология индивидуального имиджирования.
  8. 3.2. Особенности формирования имиджа политика. Политические технологии.
  9. 4.1. Технология формирования имиджа семьи.
  10. 1.2. Общая характеристика имидж-технологий. Методика работы имиджмейкера с клиентом.
  11. 5.1. Подходы к анализу и формированию имиджа города.
  12. Тема 4. Этапы группового имиджирования. Особенности формирования имиджа семьи и имиджа организации.