<<
>>

Третья стадия – жизненный образ.

Происходит наглядное «оживление» сценического образа. Выраба­тывается стереотип поведения в созданном образе, происходит пол­нейшая вживаемость в него. В итоге люди воспринима­ют образ как реальную личность, стирается грань между той личностью, которая вошла в образ, и той, ко­торая находится в нем перед людьми».[13]

Управление имиджем – это отражение события под углом улучшения имиджа, интенсивное владение информацией с прогнозируемой реакцией на неё.

Чтобы привлечь внимание к объекту нужно показать его с новой стороны, убедить аудиторию. Для этого реальные характеристики выдвигаются на более значимые позиции, образ обогащается теми качествами, которые важны для аудитории.

Искусство имиджмейкера заключается в создании индивидуального образа, созданного на основе личной уникальности человека с учётом требований значимой для него социальной среды. Поэтому результатом деятельности имиджмейкера можно считать создание эмоционально окрашенного устойчивого образа, сложившегося в массовом сознании людей и способного оказать влияние на поведение людей.

Имидж-технология предлагаемая В.Г. Горчаковой, состоит из следующих составляющих имидж – проектирования.

1. Выявление установок бессознательного. Выявление ведущего инстинкта, индивидуальной личностной модели, ярких детских впечатлений, экспрессивных юношеских ролей, жизненных правил, личностной истории индивида.

2. Выявление любимой сказки когда-то положенной в основу жизненного сценария индивида, ее персонажи составляют базовый образ, имеющий характер установки. Другие герои любимых сказок, историй, кинофильмов, литературных произведений – аналоги внутренних субличностей, которые действуют в реальном мире человеческих отношений индивида, работая на цель, либо препятствуя ее достижению.

3. Определение личностного потенциала. Выявление уровня интеллекта, ведущего инстинкта, конституции, темперамента, характера, комплексной профессиональной ориентации личности (реалистической, интеллектуальной, социально, конвенционально, предпринимательской, ориентации на искусство), локуса контроля (внутреннего/внешнего), уровня личностного развития.

Здесь же выявляется гендер, сильные и слабые стороны персоны, социальный потенциал (навыки общения и взаимодействия), способности влияния, харизматические характеристики.

4. Описание общества, а затем и общественной группы, на которую имидж будет транслироваться, в параметрах его или ее ментальности, идеалов, интересов, стереотипов, потребностей, героев.

Определяются интересы, возраст целевой группы, места дислокации, приверженность средствам массовой информации, участие в мероприятиях или акциях, предпочитаемые способы проведения досуга, нарождающиеся потребности.

5. Ревизия ресурсов – психологических, социальных, материальных. Выявление и активизация психологических ресурсов. Высвобождение энергии комплексов, неотреагированных проблем. Проработка эмоциональных проблем, барьеров, внутренних и внешних ограничений.

Работа со страхами, сомнениями, ограничивающими убеждениями, внутренним критиком.

6. Определение нового символа, вбирающего и частично снимающего предыдущий. Для нового образа важна узнаваемость (известность), национальный характер (соответствие ментальности целевой группы и героям народного фольклора), энергетика (пробуждение сильных чувств), артистическая выразительность.

7. Формулировка предписаний по отдельным составляющим имиджа персоны. Оформляются рекомендации по изменению характера окружения, материального и социального (средовой имидж); внешности персоны, прически, одежды, аксессуаров (габитарный имидж); характерные движений, поз, мимики, пластики, самоподачи (кинестетический имидж); характера и содержания речи, письменных текстов (вербальный имидж); особенностей исходящих материалов, того, что персона создает, делает своими руками (овеществленный имидж).

8. Продвижение имиджа в информационном пространстве социальных отношений. Определяется целевая группа, на которую рассчитан и будет транслироваться имидж, сообщения для прессы, миф, личная легенда, основанная на реальных фактах. Планируются подходящие средства массовой информации, форма продвижения персоны, события, акции, мероприятия, выразительные приемы самоидентификации. Выделяется индивидуальное своеобразие клиента («изюминка», индивидуальный стиль), «крючок», на который нанизывается вся информация, формат – периодичность вбрасывания информации, особенности появления персоны на публике[14].

Весь процесс формирования нового имиджа можно подразделить на четыре этапа: имидж – анализ, имидж – креатив, имидж – дизайн и имидж – промоушн.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть важную роль всех вышеперечисленных технологий в практике имиджмейкинга.

В процессе длительной работы со специалистами имиджмейкерами на кафедре сервисных технологий Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса, нами была разработана индивидуальная авторская методика работы над индивидуальным имиджем человека, основанная на игровой модели. Она включает три последовательных блока: аналитический, деятельностный и оценочный, каждый из которых, в свою очередь, предполагает самостоятельные этапы, направленные на решение конкретных задач, которые можно варьировать в зависимости от целевой направленности, публичности подаваемого образа и временной продолжительности разработки имиджа:

Первый блок, 1 этап: изучение интересов и предпочтений целевой аудитории и анализ запроса клиента, определение цели создания имиджа и формирование «базы данных» клиента; 2 этап: определение личностного потенциала клиента; 3 этап: определение базового архетипического образа; 4 этап: использование символического языка.

Второй блок, 1 этап: определение ролевого репертуара формируемого имиджа клиента; 2 этап: овладение требуемым образом методами театрального искусства; 3 этап: внедрение внешних характеристик имиджа, востребованного целевой аудиторией.

Третий блок, 1 этап: апробация созданного ролевого репертуара в жизненных событиях; 2 этап: анализ результатов работы над ролью, корректировка созданного образа.

На первом этапе – изучение интересов и предпочтений целевой аудитории и анализ запроса клиента, получив целевой запрос от клиента, анализируются интересы и предпочтения целевой аудитории, изучаются основные пожелания клиента, определяются цели формирования имиджа, происходит формирование так называемой «базы данных» клиента, а также анализируются:

а) статусы и позиции, которые занимает имиджируемый относительно целевой аудитории, и особенности взаимодействия с референтной группой;

б) нормативные требования, соответствующие этим статусам и позициям и целевой аудитории;

в) образцы предлагаемого ролевого поведения, рекомендуемые для исполнения имиджируемому.

На втором этапе – проходит определение личностного потенциала клиента, с учетом его ментальности; антропологи­ческих, половозрастных, внешних данных; духовно-нравственного, личностно-субъектного уровня развития социальной зрелости; его ценностных ориентаций. На данном этапе анализируются индивидуально-психологические особенности имиджируемого, способность к перевоплощению и изменению личностных характеристик, что необходимо проделывать всегда, на каждом этапе работы над образом. Для анализа личности в процессе имиджирования используется тест-опросник Г.А. Айзенка. Главная информация, которую можно получить в результате этого теста, связана с определением темперамента в зависимости от соотношения двух основных свойств темперамента: интроверсии (психологическая характеристика личности, проявляющаяся в направленности сознания на собственный внутренний мир, самоуглублённость) и экстраверсии (психологическая характеристика личности, проявляющаяся в направленности на внешний мир и деятельность в нём). Кроме того, определяются свойства нейротизма (характеристика психической напряжённости).

Наряду с этим, нами был подобран ряд упражнений, применяемый для диагностики творческих способностей человека.

Упражнения на оценку фактов, с помощью которых можно проверить способность к правдивой игре и к быстрому реагированию в непредсказуемых ситуациях общения.

Например:

1. Вошел в комнату и увидел залитый тушью чертеж (кошка опрокинула флакон), над которым проработал всю ночь.

2. Проверяя таблицу выигрышей, нашел нужный номер, но серия не совпала, и т.п.

Упражнения на перемену отношения – проверяют способность имиджируемого к перевоплощению.

1. Войти в комнату в предположении, что это: а) картинная галерея, б) церковь, в) комната смеха, г) кабинет-музей великого человека, д) лесная поляна, е) берег моря.

2. Ответить на вопросы ведущего (сколько лет, где родился, где учился, профессия родителей и т.п.): а) недоумевая, б) подозревая, в) ненавидя, г) восторгаясь.

Упражнения на простое физическое действие с различными оправданиями, помогающие понять эмоциональные проявления человека и его способность скрывать негативную реакцию, если она (такая реакция или реагирование) мешает ему в процессе общения.

1. Снять телефонную трубку и набрать нужный номер, чтобы: а) кого-то отчитать, б) что-то попросить, в) разорвать отношения, г) предупредить о чем-либо.

2. Сесть за стол, чтобы: а) готовиться к экзамену, б) написать шутливое письмо (разыграть), в) сочинить любовное послание и т.п.

3. Причесаться, чтобы: а) идти в театр, б) идти на экзамен, в) идти на свидание.

4. Выйти и сказать, обращаясь к сидящим в комнате: «Вася приехал!», чтобы: а) обрадовать, б) огорчить, в) испугать.

Все эти упражнения имиджируемый проигрывает на втором этапе имиджирования для определения творческих способностей.

Также на данном этапе разрабатывается идеальный имидж клиента, формулируются цели (основные жизненные и второстепенные – на ближайшую перспективу), определяется сверхзадача (то ради чего имиджируемый взялся за формирование нового образа – конечная цель) и «сквозное» действие играемого персонажа. Проводится тестирование для определения ценностных ориентаций клиента по методике М. Рокича.

На третьем этапе – определение базового архетипического образа – определяется тот образ, на основе которого осуществляется подбор роли для имиджирования. На данном этапе выбирается из мирового арсенала базисный архетипический образ (Герой, Мать, Вождь и т.д.), на основе которого формируется требуемый имидж (учителя, руководителя, политика). Определение архетипа позволяет имиджмейкеру не придумывать новый образ, а встраиваться в уже существующий в массовом сознании миф и выбирать нужные заданному образу характеристики.

На четвёртом этапе – использование символического языка осуществляется внедрение символических характеристик конкретного образа (для преодоления сознательной критики целевой аудиторией и усиления необходимых черт создаваемого образа). На данном этапе формируются:

а) вербальные характеристики – знаковые особенности создаваемого образа (поиск интонационного, темпо-ритмического, тембрального рисунка голоса и речи);

б) пластическое поведение в роли;

в) визуальные характеристики образа.

На пятом этапе – определение ролевого репертуара формируемого имиджа клиента имиджируемому подбирается определённая роль, исходя из запроса и цели построения имиджа («жёсткий» начальник – Ричард III, решительный руководитель, стратег – Александр Македонский, отличный презентатор – Остап Бендер, надёжный политик – Перикл, Юлий Цезарь и т.д.). Подбор ролевого репертуара включает в себя одну большую и несколько второстепенных ролей, чтобы не сформировался штамп роли.

На шестом этапе процесса имиджирования – овладение требуемым образом методами театрального искусства осуществляется освоение выбранной роли путём репетиций методом действенного анализа, включая домашнюю работу по освоению образа путём наблюдения жизненных событий и подбора необходимых характеристик и символов, архетипического образа к выбранной роли.

Седьмой этап: Внедрение внешних характеристик имиджа, востребованного целевой аудиторией. На данном этапе осуществляется подбор костюма, аксессуаров, построение мизансценического рисунка роли, формирование психологической атмосферы, помогающих в освоении нового образа. Отрабатываются приёмы самопрезентации и самоимиджирования.

На восьмом этапе процесса формирования имиджа проводился апробация ролевого репертуара в жизненных событиях путём проигрывания ситуаций в вымышленных обстоятельствах. Для осуществления этой работы имиджируемый совместно с имиджмейкером придумывают этюд, основанный на жизненных обстоятельствах – выступление на телевидении, проведение презентации, встречи, переговоров, продумывают обстоятельства, в которых развивается данное событие. Но вместе с тем, эти обстоятельства невозможно полностью предвидеть, так как они «разворачиваются» в процессе проигрывания роли. После окончания этюда в группе проходит обсуждение сыгранной имиджируемым роли, осуществляется её корректировка. При необходимости ролевой репертуар можно расширить или обратиться к другой роли.

Процесс формирования образа на этом этапе с применением метода перевоплощения, разработанного на основе действенного анализа, осуществляется путём вышеописанных семи последовательных периодов.

Остановимся подробнее на описании собственно игровой модели для практики имиджмейкинга, а именно на втором блоке. В процессе имиджирования, основанного на деятельностном подходе, необходимо разделить технологию на три принципиально связанных между собой этапа – «разведку умом», «разведку телом» и отбор вырази­тельных средств, которые внутри можно разбить ещё на периоды:

В процессе первого периода работы над образом составляется характеристика образа (согласно его статусу и ролевым предпочтениям), описываются основные черты, отличительные особенности, которые свойственны играемому персонажу (то, что думают о нём другие действующие лица, и то, как характеризует себя сам персонаж).

Второй период характеризуется построением действенной линии играемого персонажа: вскрывается круг предлагаемых обстоятельств, в которых развивается сюжет играемого события, и выстраивается «цепочка» действий и поступков. При этом каждое действие должно быть подробно описано. В этот период, обозначенный Г.А. Товстоноговым как «разведка умом», осуществляется подбор роли, необходимой для создания образа, формируется «художественная идея» через образное выражение и построение действенной линии играемого персонажа, определяется сверхзадача роли (конечная цель), то ради чего имиджируемый взялся осваивать выбранную роль. Например, отработать властные, жёсткие качества строгого начальника, овладеть навыками хорошего презентатора и др. Затем анализируются образные впечатления, возникшие после прочтения роли.

В процессе третьего периода проводится тренинг для развития навыков внимания, наблюдательности, фантазирования, а также разрабатываются упражнения для развития коммуникативных навыков, приёмов и приспособлений в процессе общения.

Четвёртый период характеризуется работой над речью, которая также должна быть целесообразной и действенной. В этот период продумываются цели и задачи словесного действия, его невербальные и паравербальные характеристики, несущие в себе необходимую знаково-смысловую нагрузку.

Пятый период работы над образом – овладение внешней характерностью. В этот период имиджируемый должен не просто перевоплотиться в ту или иную роль, а наделить её необходимыми знаково-символическими характеристиками, которые бы отражали её суть.

В процессе шестого периода необходимое внимание уделяется таким качествам, которые в театральном лексиконе называются: сценическое обаяние и «манкость». Это определённая привлекательность (притягательность, так называемое «флюидное излучение») человека, которая играет важную роль в процессе формирования индивидуального имиджа. Владея данными навыками, имиджируемый даже свои недостатки может превратить в достоинства.

Седьмой период работы над образом включает в себя овладение приёмами эффективного общения и взаимодействия с партнёром. Для этого каждому имиджируемому предлагается свой вариант подбора упражнений из тренинга актёрской психотехники и режиссёрской практики (такие как формирование пяти органов чувств, упражнения на «органическое молчание» и др.), в зависимости от запроса клиента.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные подходы в определении понятия «имидж».

2. Назовите основные аспекты профессиональной деятельности имиджмейкера.

3. Назовите основные виды имидж - формирующей информации.

4. Раскройте основные этапы индивидуального и группового имиджирования.

5. Назовите основные типы имиджа.

6. Перечислите особенности каждого этапа работы имиджмейкера с клиентом.

7. Как собрать информацию о клиенте?

8. Как составляется имидж – карта клиента? Приведите пример.

9. Какую роль играет мимика и жесты в построении имиджа клиента? Какие упражнения тренируют эту составляющую имиджа личности?

10. Какую роль играет речь и голос в построении имиджа клиента? Назовите упражнения, тренирующие данный аспект имиджа личности.

11.

12.

<< | >>
Источник: ВГУИС. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА. Учебное пособие. Владивосток - 2015. 2015
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Третья стадия – жизненный образ.:

  1. Вторая стадия – ролевой образ
  2. После завершения подготовки начинается третья стадия апелляционного производства
  3. «Первая стадия – имитационный образ.
  4. Третья стадия - выяснение характера правовых проблем доверителя, установление хронологии событий
  5. Третья стадия апелляционного производства заканчивается вынесением судом апелляционной инстанции определения (постановления). По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции имеет право:
  6. 4. Философские проблемы различаются в соответствии с делением жизненных проблем на проблемы-образы, проблемы-действия и вербальные проблемы
  7. 2. Стадия Человека Эмоционального является первой ступенью в организации разумного вещества на планете Земля. Это начальная стадия организации системы разумного вещества.
  8. Итак, невнимание взращивает образы, внимание освобождает сознание от образа,
  9. Образ будущего и образ прошлого, или футурология против истории.
  10. Ho что такое «образ образа»? Как это понять?
  11. Образ будущего, образ настоящего и физическая картина мира, или правы ли «физики» в обвинениях «переписываемой» истории?
  12. Стадия принятия решения к теракту